3 главных мифа о фреонах

Содержание

Пантеон Древней Греции. Бог Кронос и богиня Рея

3 главных мифа о фреонах

Продолжая двигаться по мифологии Древней Греции, мы переходим к следующей паре богов-прародителей, Кроносу и Рее.

Кронос

Некоторые источники считают, что бог Кронос (Крон) появился в мифологии Древней Греции постфактум, чтобы объяснить как-то дальнейшие события, происходящие в пантеоне. К слову, римская мифология куда более лояльна к почитанию Кроноса (Сатурна).

Однако сегодня, при изучении древнегреческой мифологии, бог Кронос не кажется самой незначительной фигурой. В Греции Кроносу были посвящены празднества кронии, в Риме — сатурналии, во время которых слуги и господа менялись обязанностями, и начиналось безудержное веселье карнавального типа.

На немногочисленных античных рисунка Кронос выглядит, как правило, змеей с различными звериными головами. Греки на самом деле не особо почитали Кроноса, справедливо называя его «пожирателем детей» и не возводили ему храмы.

Европейские художники изображали этого бога как старика с атрибутами, которые символизировали время: песочными часами или ко­сой.

Из произведений авторства кистей европейских художников наибольшей популярностью пользуется творение Рубенса «Сатурн проглатывает одного из своих детей» (1636—1637) и офорт Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» (1814—1819).

Собственно, Кроносу приписывали власть над временем. Однако символизм косы в данном случае получается двойственным. Согласно некоторым мнениям, это коса должна ассоциироваться с серпом, которым бог Кронос оскопил своего отца и сверг его с трона.

Бог Кронос воцарился в космосе. Его правление в мифологической истории практически достойно того, чтобы зваться «золотым веком». Впрочем, эти слова относятся, по мнению Сен-Симона, лишь к тем временам, когда люди еще верили, что золотой век для человечества в прошлом, а не в будущем.

 Кронос взял в жены свою сестру титаниду Рею (для небожителей древних легенд всех мастей близкородственные браки почти традиция, обычное дело). Сторуких гекатонхейров и циклопов «новый король» вновь низринул в Тартар. Мать Гея пригрозила, что если он будет и дальше так поступать, то по примеру отца будет лишен власти собственным сыном.

Кронос прислушался к предупреждению матери и, недолго раздумывая, подошел к вопросу радикально: стал банально пожирать своих собственных детей, рожденных Реей.

Вот она, знаменитая аллегория про «всепоглощающее время», все исчезает в нем, все им уничтожается. Заглотил бог Кронос и новое поколение греческих богов Геру, Посейдона, Аида, Деметру, Гестию.

Но следующего ребенка Рея решила сохранить. Отправилась она на остров Крит и родила сына, которому было предначертано стать новым повелителем Олимпа.

Кроносу же вместо младенца супруга подсунула завернутую в пеленки каменную глыбу.

Зевс вырос незамеченным отцовским взором и вскоре начал войну за Олимп. Во дворец Кроноса ему помогла проникнуть мать. Кронос был спокоен, когда его супруга привела во дворец нового красивого служителя. Ему было невдомек, что перед ним его сын, ведь он был стопроцентно уверен, что все шестеро детей уже в его необъятном желудке, а о новых он бы знал.

Вот самоуверенность его и подвела. Хитроумному Зевсу спустя какое-то время удалось подмешать в ароматный и сладкий напиток богов перца, соли, горчицы – коктейль получился неслабый. И бог Кронос, опрокинув чашу в свое необъятное горло, ощутил это в полной мере. Одного за другим он исторг своих детей.

Заключение в желудке родителя не повредило бессмертным богам Кронидам.

Титаны оказались для новых богов грозными и сильными противниками. Тогда Зевс вызволил из Тартара циклопов, которые выковали ему громы и молнии. Но и они не привносили ощутимого перевеса сил.

Уже десяток лет шла война, а конца ей видно не было. Тогда Зевс осмелился поднять из недр земли сторуких гигантов. Целыми горными вершинами швыряли те в уранидов, когда титаны приближались к Олимпу.

Эта война иногда описывается мифами как приведшая к изменению планетарного ландшафта.

Однако, наконец, титаны дрогнули и… пали. Господство богов, олицетворявших космические стихии, безумные, безразличные, закончилось. На Олимпе воцарились человекоподобные божества. Всех титанов, в том числе и своего отца Кроноса, Зевс заковал в цепи и низверг в Тартар.

Царствование Крона закончилось. Позднее, появился миф, созданный орфиками, о том, что якобы Зевс вернул Кроноса из тартарианской бездны, сделав его повелителем «блаженных островов» на краю земли, где только мертвые обитали.

Рея

Рея приносит «Зевса» Кроносу

Имя Рея означало «поток» и «непринужденность». Как и ее муж, богиня Рея олицетворяла вечное движение времени и смену поколений. Как богиня материнства, она символизировала «поток» ежемесячной крови, воды рождения и материнское молоко.
Рею мифология сопоставляет с анатолийской матерью-богиней Кибель.

Обе изображались чаще всего дамами с пышными телами, обычно с короной на голове. На изображениях Рея появляется как матрональный символ. Встречаются ее изображения в покрывале. Весьма часто она восседает на троне, рядом с которым сидят посвященные ей львы. Иногда Рею замечали путешествующей в колеснице, запряженной львами.

В мифах Древней Греции священным деревом Реи считался дуб.

В период поздней античности богиня Рея напоминала людям фригийскую Великую матерь богов, культ которой отличался оргиастическим характером.

Культ Реи исследователи полагают одним из весьма древних, но, собственно, мало распространенных именно в Греции. На Крите и в Малой Азии ее образ сливался с образом азиатской богини природы и плодородия, поклонение которой выступало на более видный план.

Особо на Крите было отмечено предание о рождении Зевса-громовержца в гроте горы Иды. Этот грот пользовался особым почитанием – в нем проводились многочисленные обряды посвящения, в том числе и довольно древние. На острове можно отыскать и гробницу Зевса.

Атрибутом богини Реи был древний музыкальный ударный инструмент тимпан, позднее его сменили литавры.

Итак, Рея сбежала на Крит, чтобы сохранить в тайне рождение Зевса. Родовые боли он переносила, погрузив свои пальцы в землю. Из каждого пальца, погруженного в землю, родились десять Дактилус — добрых существ.

Позднее они остались с мальчиком, которые впоследствии стал отцом богов-олимпийцев, танцуя, топя ногами, стуча в барабаны, словом, делая все, чтобы плач ребенка не достиг ушей Кроноса.

И не постигла мальчика страшная судьба остальных его сестер и братьев.

Согласно одной вариации легенды, Рее также удалось обмануть мужа и при рождении Посейдона.

Укрыла богиня Рея своего сына среди пасущихся овец, а Кроносу преподнесла жеребенка, сославшись на то, что она именно его и родила.

Некоторые источники связывают Рею с богиней Деметрой, которая часто упоминается в мифологии со всеми ее признаками. Предполагается, что Рея еще взяла на себя «полномочия» богини земли.

Мифы и истории о Рее довольно запутаны, в результате чего «пострадал» и культ Диониса, которого присоединили к вероисповеданием Реи и идентифицировали с культом Кибелы, о котором уже говорилось выше. Даже самый известный «рассказчик» мифов Древней Греции Гомер только мимолетно упоминает эту богиню.

Источник: http://magicjournal.ru/panteon-drevney-gretsii-bog-kronos-i-boginya-reya/

Мифология – Мифы о роке

3 главных мифа о фреонах

Юпитер и Фемида. — Горы, или Часы. — Времена года. — Парки, или Мойры. — Рождение Мелеагра. — Калидонский вепрь. — Горящее полено. — Фортуна. — Плутос. — Золото царя Мидаса.

Юпитер и Фемида

Фемида, олицетворение законного порядка и правосудия, — также супруга Юпитера; отличительный признак Фемиды, или атрибут, — весы.

Фемида никогда не восстает против Зевса, подает благие советы и объявляет постановления Зевса.

На Олимпе Фемида занимает место по правую сторону властителя богов; Фемида никогда не вступает в пререкания с Герой, и та не преследует Фемиду своей ревностью.

Новейшее искусство очень часто изображает Фемиду на фронтонах общественных зданий, но древнее искусство не дало Фемиде определенного типа; не сохранилось ни одной из статуй Фемиды, и о Фемиде не сложилось отдельного мифа, хотя, как богиня, Фемида пользовалась большим почетом.

Горы, или Часы

Мойры, или Парки, и Часы, или Горы, — дочери Фемиды от Зевса. Феокрит называет Гор самыми медлительными богинями: они чередуются одна за другой, не оспаривая и не захватывая друг у друга прав. Их первоначально смешивали с временами года, и тогда их всего было три. Изображались они следующим образом: Весна с цветком в руке, Лето с веткой, а Осень с виноградной кистью.

Затем число Гор увеличивается; они не только обозначают течение времени, но и должны наблюдать за точным исполнением закона, за справедливостью и за добрыми нравами смертных. Их изображали в виде молодых девушек, танцующих с плавными и ритмичными движениями. Специальная же их обязанность состояла в том, чтобы открывать двери богу Солнца, когда он выезжал на своей колеснице.

Божества времен года

У римлян времена года почти всегда изображались на саркофагах вместе с Вакхом, которого считали их богом.

Времена года являлись на этих памятниках под видом юноши с различными атрибутами: Весна, увенчанная цветами, держит козленка и рог изобилия; Лето — с венком из колосьев и со снопом в руках; у Осени на голове ветви оливкового дерева; держит она корзину, наполненную винными ягодами; Зима, увенчанная тростниками, несет гуся.

В произведениях декоративного искусства новейших веков часто встречаются аллегорические фигуры времен года, но теперь их всегда изображают в виде женщин.

Парки, или Мойры

Парки (по-латински), или Мойры (по-древнегречески), древним представлялись олицетворением неизбежной судьбы каждого смертного.

Власть их была очень смутно определена; иногда казалось, что эта власть подчинена богам, а иногда — напротив, что она превышает власть богов и что боги не могут ни изменить, ни отменить того, что предрешили Мойры.

«Сегодня, — говорят боги, — мы все спустились с Олимпа, чтобы принять участие в битве, дабы помешать троянцам нанести вред Ахиллесу. А между тем, над ним должна неизбежно исполниться та судьба, которую для него выткали Мойры в момент его появления на свет» (Гомер).

Вергилий, подобно Гомеру, видит в Юпитере только исполнителя законов Судьбы, или Рока, а не законодателя и властителя судеб.

Лукиан в одном из своих сочинений устами одного философа задает Юпитеру следующий вопрос: «Надо ли верить Гомеру и Гесиоду, которые говорят в своих поэмах, что никому нельзя избежать той судьбы, которую соткали Мойры в момент рождения каждого?» Юпитер отвечал: «Да, это совершенная правда. Парки предвидят все, и ничто не может произойти, чего бы они не предвидели. Все, что происходит, дело их веретена, и все события проистекают именно так, как они с самого начала выткали».

Греки веровали во множество сильных богов, управляющих жизнью людей, но ограничивающих друг друга, так как каждый из богов являлся самостоятельным и свободным; даже Зевс, властитель богов и людей, не имел неограниченной власти. Люди чувствовали потребность поставить над этим миром богов еще другую власть, высшую, таинственную, простирающуюся над всеми. Такую-то власть олицетворяют таинственные и страшные Мойры, или римские Парки.

Три Мойры (Парки): Лахесис, Атропос, Клото. Латинская надпись — цитата из эпиграммы Марциала (IV, 54): Lanificas nulli tres exorare puellas contigit: observant quem statuere diem.В русском переводе Ф.А.Петровского:«Трех Прядильщиц вовек никому умолить не случалось: Точно блюдут они все ими назначенный день». Витражное стекло из Нюрнберга, ок. 1530 г. Берлинский музей прикладного искусства (Kunstgewerbemuseum).{ (Creative Commons license): quinet}

У Гомера Мойра является обыкновенно в единственном числе, но в поэме встречаются и Мойры во множественном числе: Мойры прядут нить человеческой жизни и называются пряхами.

Гесиод называет уже трех Мойр: Клото — прядущая, Лахесис — определяющая (участь) и Атропос — неизбежная, неотвратимая.

Древнее искусство изображало Мойр в виде старух или дев со строгими, мрачными лицами: Клото с веретеном, Лахесис с шаром, на котором она намечала судьбу людей, и Атропос с весами и ножницами, которыми она перерезает нить жизни, и с солнечными часами, на которых она показывает час смерти.

В одной из флорентийских галерей находится знаменитое произведение Микеланджело, где Мойры изображены старухами.

Французский скульптор Дебэ придал в своей группе Мойрам образы молодых, красивых девушек: Клото, увенчанная плодами, держит веретено и нить человеческой жизни, которую неумолимая Атропос с ветками мрачного кипариса на голове собирается перерезать, а Лахесис вынимает из урны шар, на котором она начертит все, что должно произойти в течение короткой жизни этого смертного.

Рождение Мелеагра

Если Мойры могут предсказывать человеческую судьбу и всемогущи в определении событий, долженствующих совершиться, то они не всегда точно определяли срок (время) исполнения их предсказаний.

У Алфеи, супруги царя калидонского Ойнея, родился сын Мелеагр; спустя семь дней после его рождения Парки предсказали, что он проживет до тех пор, пока не сгорит полено, горевшее в то время в очаге; Алфея тотчас же вытащила это полено, погасила его и тщательно спрятала, Мелеагр же вырос и стал прекрасным юношей, храбрым и отважным.

Калидонский вепрь

Однажды отец Мелеагра забыл принести жертву богине Артемиде (Диане), которая в отместку послала страшного вепря опустошать всю страну. Этот вепрь Артемиды получил в мифах древней Греции наименование калидонского кабана.

«Поля разорены, виноградники уничтожены, оливковые деревья вырваны с корнями и плодами, стада, пастухи, собаки, даже самые свирепые быки не могли противостоять силе и бешенству калидонского вепря. Все бежало перед ним, деревни опустели, и только города представляли верное убежище против его свирепости».

Такими словами описывает древнеримский поэт Овидий ужас, наведенный на всю страну этим страшилищем. Отважный Мелеагр решился уничтожить калидонского вепря. Вот отчего Мелеагр всегда изображается в искусстве с головой и шкурой кабана.

Но чувствуя, что одному ему не справиться, Мелеагр пригласил на эту охоту многих знаменитых героев, как-то: Ясона, Тесея, Кастора, Поллукса и других, а также двух своих родственников, братьев матери. Среди участников Калидонской охоты находилась Аталанта, молодая девушка необычайной красоты и храбрости.

Зверь, окруженный со всех сторон, бросился прямо на охотников, повалил нескольких из них, но меткая стрела Аталанты ранила вепря, Мелеагр тотчас же кинулся на калидонского вепря и всадил в него свое копье.

Калидонская охота: Мелеагр и калидонский вепрь.

Затем, отрезав голову вепря и сняв шкуру, Мелеагр отдал эти трофеи Аталанте, первою ранившей зверя. Но остальные охотники были недовольны тем, что трофеи достались девушке, и запротестовали, а дяди Мелеагра даже отняли их у Аталанты. Рассерженный Мелеагр бросается на них и убивает их.

Горящее полено

Алфея, мать Мелеагра, отправилась благодарить богов за дарованную ее сыну победу, но по дороге она увидела тела своих братьев и узнала, кто их убийца.

Вне себя от горя и злобы, она только думает о мести; возвратившись домой, берет спрятанное ею полено и кидает его в пылающий огонь очага.

Герой Мелеагр тотчас же охвачен необъяснимыми страданиями и испускает дух в тот момент, когда полено догорает. В ужасе от собственного преступления, Алфея лишает себя жизни.

Калидонская охота была изображена Скопасом на фронтоне храма Афины (Минервы) в городе Тегее. Сохранившийся до наших дней античный барельеф представляет тот момент, когда вепрь кидается на охотников.

Фортуна

В мифологии греков и римлян нет особенного сказания о Фортуне, дочери Океана и Тефиды, но античное искусство создало для Фортуны особенный тип и атрибуты, которые изменяются смотря по тому, какое значение придают Фортуне.

Богиня случая Фортуна (Тиха, Тихэ, Тюхэ) с младенцем Плутосом и рогом изобилия, II в. от Р.Х., Археологический музей Стамбула. { (Creative Commons license): Bochum1805}

Фортуна держит руль в руках, когда изображают Рок, управляющий миром; когда же рог изобилия заменяет у нее руль, Фортуна является символом богатства и изобилия.

Поэты придают Фортуне крылья, чтобы показать ее непостоянство, а художники охотнее изображают Фортуну с земным шаром или колесом.

Древние греки называли Фортуну именем Тиха (Тихэ, Тюхэ), что в переводе с древнегреческого означает ‘случай’, как и Фортуна в переводе с латинского.

Плутос

Богом богатства считался Плутос, сын Цереры (Деметры).

Зевс (Юпитер), боясь, что Плутос будет слишком пристрастно распределять свои дары, поразил его еще в детстве слепотой, так что Плутос не знал, кому доставалось богатство, добрым или злым смертным.

Плутос изображался мальчиком, держащим рог изобилия.

В Фивах находилась статуя Фортуны с Плутосом на руках, в Афинах его держала богиня мира (Эйрэнэ, Ирина).

Золото царя Мидаса

До чего может довести непомерная любовь к золоту, показывает следующий миф: царь фригийский Мидас оказал услугу Вакху, в награду за это бог предложил ему просить, чего он только пожелает.

Мидас попросил, чтобы все, к чему он прикоснется, тотчас же превращалось в золото. Вакх исполнил это желание.

Мидас, желая в этом убедиться, сорвал ветку, которая тотчас же превратилась в золото; вне себя от радости отправился он в свой дворец и прикоснулся к входным дверям — они заблестели и засверкали.

Но вскоре радость Мидаса превратилась в отчаяние: проголодавшись, Мидас сел за стол и поднес ко рту кусок мяса, но, увы, едва дотронулся он до него, как мясо превратилось в твердый кусок золота; Мидас поднес кубок с вином ко рту, но в кубке оказалось жидкое расплавленное золото.

Посреди роскоши и изобилия Мидасу приходилось страдать от голода и жажды, которых он не мог ничем утолить, ибо все превращалось в золото, и это золото, предмет его страстных желаний, превратилось для Мидаса в орудие пытки.

Мидас стал умолять Вакха отнять у него его дар; бог повелел Мидасу выкупаться в источнике Пактол, который с тех пор катит в своих волнах золото в изобилии.

Французский художник Пуссен изобразил Мидаса, умоляющего Вакха отнять у него его пагубный дар: эта картина находится в Мюнхенской пинакотеке.

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Источник: http://zaumnik.ru/mifologija/mify-o-roke.html

А.Ф. Лосев. Античная мифология : Введение. Разложение героической мифологии

3 главных мифа о фреонах

Патриархат существует только до тех пор, пока имеется в том или ином виде гармония между отцовской семьей и общинно-родовым строем, т. е. пока одно другому здесь помогает. Дальнейшее развитие и усиление отдельных семей или домашней общины означает уже такой рост производительных сил, который не вмещается в рамки родовой общины.

Этот рост отдельных семей и падение родовых авторитетов в конце концов приводит к рабовладельческому государству. Но у Гомера есть только отражение далеко зашедшего вперед разложения общинно-родовой формации. 1. Переходный характер гомеровских поэм. В героическом эпосе мы находим уже так называемые фратрии, т. е. объединение родов, и изображение союза племен.

Отдельный род уже не в состоянии был сам поддерживать свое существование. Развитие частной собственности и частной инициативы ведет к образованию сословий. Это у Гомера представлено очень ярко.

Появляется родовая знать, или крупные землевладельцы, купцы, полусвободные переселенцы, батраки и даже нищие. Ярко представлено и патриархальное рабство.

Цари ведут себя и живут довольно демократически,

95

постоянно встречают критику и постоянно сами критикуют друг друга. Значение совета старейшин при них заметно растет; растет и роль народного собрания. Энгельс характеризовал подобного рода строй как военную демократию.

Это был переход от господства родовой знати в условиях общинно-родовой формации к республике рабовладельческой.

Могло ли такое новое положение вещей никак не отразиться на мифологии? Отцом богов и людей у Гомера продолжает считаться Зевс, но встречаем уже тексты, где его власть изображается далекой от какого бы то ни было абсолютизма. Он многого не знает, его обманывают собственные жена и дочь.

Другие боги тоже начинают изображаться почти юмористически. Постоянные ссоры и драки, мелкобытовые заботы сильно снижают образ этих богов. У богинь роскошные туалеты и чисто женские слабости. От богов не отстают и герои.

Эти герои капризничают, пренебрегают военными обязанностями из-за любовных дел, постоянно изменяют своим женам, проводят много времени за пирами. Эта мифология была отражением конца родовой общины. Гомеровский эпос в этой части отражает переходную ступень между старым, суровым героизмом и новым, утонченным и изнеженным.

Примеров беззаветного героизма, всякого рода воинской и мирной доблести у Гомера сколько угодно. Но зато у него же сколько угодно примеров изнеженности и религиозного равнодушия, доходящего до полного свободомыслия и прямой критики авторитетнейших из богов. Это — несомненно канун антимифологического мышления.

2. Поздний героизм. Люди заметно смелеют в этой мифологии, и их свободное обращение с богами заметно растет.

Многие герои начинают вступать в состязание с богами. Дочь Тантала Ниоба считала себя красивее Латоны и, окруженная многочисленными детьми, более счастливой, чем та, имевшая только Аполлона и Артемиду. Правда, последние перебили всех детей Ниобы, и та с горя превратилась в скалу, с которой полились ручьи ее слез. Сатир Марсий состязается с Аполлоном в музыке (Ovid. Met. VI 382—400). Певец Фамирид вступает в музыкальное состязание с Музами, в наказание за что делается в дальнейшем слепым (Ил. II 594—600).

96

Лидийский царь Тантал, который и сам был сыном Зевса, и пользовался благоволением богов, приглашавших его на Олимп, возгордился своей властью, своим огромным имуществом и своей дружбой с богами, в результате чего похитил с неба амбросию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Pind. Ol. I 55—64).

Сизиф подсмотрел, как Зевс ухаживает за Эгиной, и тоже стал разглашать эту тайну среди людей (Paus. II 5, 1). Царь Иксион влюбился ни больше ни меньше как в Геру, супругу верховного бога Зевса, и, обнимая тучу, думал, что обнимает Геру (Pind. Pyth. II 21—48). Титий влюбился в Латону, мать Аполлона и Артемиды, за что и был убит этими последними (Ил. XI 576—581).

Тантал, кроме того, осмелился угостить богов жареным мясом своего собственного сына (Pind. Ol. I 37—54), а Сизиф пытался обмануть Аид и просил вернуть его на землю якобы для того, чтобы воздействовать на свою будто бы неблагочестивую супругу (Hesiod. Theog. 700—718). Ахилл у Гомера бранит Аполлона последними словами за укрывательство его врага Гектора.

А греческий герой Диомед даже вступает в рукопашный бой с Аресом и Афродитой, валя первого на землю и раня вторую в руку (Ил. V 330—339, 846—864). Салмоней и вовсе объявил себя Зевсом и стал требовать себе божеских почестей (Verg. Aen. VI 585—594). Конечно, все эти неблагочестивые или безбожные герои терпят, по мифам, то или иное наказание.

Да иначе не могло и быть, покамест существовала мифология, т. е. покамест боги были богами, а герои героями. Но разложение мифологии здесь совершенно очевидно, и это показательно как канун того периода греческой истории, когда мифология либо исчезает окончательно, либо допускается только в служебном и переносном смысле.
3. Мифы о родовом проклятии.

Для эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о родовом проклятии, которые рассказывают о гибели в том и другом роде нескольких поколений подряд.
Фиванский царь Лаий украл ребенка, отец которого за это его проклял. Отсюда — известные мифы о гибели фиванских царей. Лаий погибает от руки собственного сына — Эдипа.

Эдип женится на своей матери Иокасте, не зная того, что она его мать. Иокаста же, узнав, что Эдип ее сын, кончает самоубийством. Сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник, гибнут, вступив в рукопашный бой;

97

сын Этеокла Лаодамант гибнет от напавших на Фивы сторонников Полиника, а сын Полиника Ферсандр гибнет перед Троянской войной от Телефа в Мизии, куда греки попали по недоразумению вместо Трои. Общеизвестны преступления Тантала. Но они были умножены его потомством.

Сын Тантала Пелопс за обман своего возницы Миртила, которому он пообещал полцарства за помощь в победе над царем Эномаем, подпадает под проклятие Миртила, в результате чего его сыновья Атрей и Фиест находятся всю жизнь во взаимной вражде.

Атрей по недоразумению убивает своего собственного сына, подосланного Фиестом; за это он угощает Фиеста зажаренным мясом его, Фиеста, детей. Свою жену Аеропу, способствовавшую козням Фиеста, он тоже бросает в море и подсылает сына Фиеста к самому Фиесту, чтобы его убить; но этот сын, понявший козни Атрея, убивает Атрея.

Оставшиеся в живых два сына Атрея ведут жесточайшую Троянскую войну, по окончании которой одного из них, Агамемнона, из ревности и мести убивает его собственная жена Клитемнестра.

Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, который был сыном все того же Фиеста, убивает сын Агамемнона и Клитемнестры Орест, за что последнего преследуют подземные мстительницы — Эриннии.

И характерно, что очищение от своего преступления Орест получает не только в святилище Аполлона в Дельфах, но и в Афинах, по решению светского суда под председательством Афины Паллады. Другими словами, выход из общинно-родового тупика возникает на путях афинской государственности и гражданственности, т. е. уже за пределами общинно-родовой формации.

4. Самоотрицание мифологии. Но было два замечательных мифа, в которых греческая мифология приходила к тому, что иначе нельзя назвать, как самоотрицанием мифологии.

Прежде всего это была мифология Диониса, но не того старинного Диониса, который носил имя Загрея и которого еще отроком растерзали Титаны. Это тот второй Дионис, который был сыном Зевса и Семелы и который прославился как учредитель оргий и бог неистовавших вакханок. Эта оргиастическая религия Диониса, которая пронеслась бурей по всей Греции в VII в. до н.э., объединяла в своем оргиазме все сословия и потому была де-

98

мократической, направленной к тому же против развращенного аристократического Олимпа Гомера. Самый этот экстаз и экзальтация поклонников Диониса создавали у греков иллюзию внутреннего единения с божеством и тем уничтожали непроходимую пропасть между богами и людьми. Бог становился имманентен человеку.

Поэтому мифология Диониса, выдвигая человеческую самодеятельность, лишала ее мифологической направленности.

В результате этого возникшая из культа Диониса трагедия использовала мифологию в качестве уже только подсобного (художественного) приема, а возникшая из культа Диониса комедия прямо приводила к изничтожению древних богов, к полному попиранию прежних представлений.

И у Еврипида, и у Аристофана мифологические персонажи сами свидетельствуют о своей пустоте и бессмысленности; и потому мифология здесь приходит к настоящему самоотрицанию. Другой тип мифологического самоотрицания возникал на путях мифологии Прометея. Сам Прометей — божество. Он либо сын титана Иапета, либо сам Титан, т. е.

он либо двоюродный брат Зевса, либо даже его дядя. Когда Зевс побеждает Титанов и наступает героический век, Прометей терпит наказание: он прикован к скале в Скифии или на Кавказе. Это и понятно, поскольку Прометей — противник мифологии, связанной с Зевсом.

В течение всего героического века Прометей висит на своей скале; и у Гомера, у которого можно найти все что угодно из мифологии, о Прометее нельзя найти ни одного слова. Но вот героический век подходит к концу, и Троянская война — его последнее большое деяние. Незадолго до Троянской войны, т. е.

в самом конце героического века, Геракл освобождает Прометея, и между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение.

Что это означало? Это могло означать только торжество прометеевской идеи, т. е. новое воскрешение титанизма, однако уже без того дикого содержания, которое ему было свойственно раньше как идеологии матриархата. Появлялся человек с опорой уже только на собственный разум и на собственные руки, господствующий над силами природы вместо прежнего рабского служения им. Таким образом, Прометей, будучи сам божеством, разрушал веру в божество; и здесь мифология точно так же приходила к самоотрицанию, как она приходила к са-

99

моотрицанию и в мифах о Дионисе. Недаром оба мифа расцвели на заре классового рабовладельческого общества, в период формирования греческой демократической полисной системы.
5. Мифы о превращениях. Наконец, говоря о гибели старинной мифологии, мы должны указать еще на один тип мифов, который об этом ярко свидетельствовал.

Это — мифы о превращениях, или метаморфозы. Подобного рода мифов всегда было очень много. Но в эллинистическо-римский период античной литературы выработался специальный жанр превращений, который нашел свое гениальное воплощение в известном сочинении Овидия, которое так и называется — «Метаморфозы».

Обычно здесь имеется в виду миф, который в результате тех или других перипетий заканчивался превращением фигурирующих в нем живых существ в какие-нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Так, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок, получающий такое же название (Ovid. Met.

III 339—510). Так, Гиацинт после смерти — от нечаянного удара Аполлона умирает, проливая свою кровь на землю. Из этой крови вырастает известный всем цветок гиацинт (там же, X 161—219). Так, Кипарис, застреливший оленя, весьма грустил об этом обстоятельстве и от грусти и тоски превратился в дерево кипарис (там же, X 106— 142).

Если перебрать все явления природы, ее растительный мир, то окажется, что все это когда-то было живыми существами, т. е. понималось мифологически и со временем утеряло свою мифичность.

Только людская память сохраняет воспоминание об их давнишнем мифическом прошлом, находя в их теперешнем состоянии поэтическую красоту, но уже никак мифически их не одушевляя.

Популярность этого жанра превращений в эллинистическо-римский период античной литературы иной раз свидетельствует о печали людей по поводу невозвратного мифического прошлого и по поводу невозможности иметь старинную наивную и нетронутую веру в буквальный реализм мифа. В других случаях здесь имелась в виду занимательность рассказа и поэтическая гибкость изложения, что тоже не имело ничего общего с наивной мифической верой древности. Трезвость тогдашнего времени до-

100

пускала только поэтизацию природы и часто только грустные воспоминания о давно прошедших временах детски наивной и реально понимаемой мифологии. Однако такого рода мифы появлялись и гораздо раньше эллинистическо-римского времени, свидетельствуя о постепенной гибели наивной мифологии.

Лосев Α. Φ.Мифология греков и римлян/Сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1996. — 975 с., 1 л. портр.ISBN 5-244-00812-9© А. А. Тахо-Годи. 1996© А. А. Тахо-Годи. Составление. 1996© А. А. Тахо-Годи. Послесловие.Миф как стихия жизни. 1996

© Издательство «Мысль». Оформление. 1996

Источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/9.htm

Как зарождались древние мифы Рима

3 главных мифа о фреонах

Античный Рим древние мифы Скульптура Купидона и Психеи по мифам

Мифология древнего Рима возникла под влиянием античной культуры древней Греции и народов этрусков. Установить точную дату возникновения языческой религии Рима достаточно сложно.

Предположительно, к этому периоду относится заселение территории государства италиками — местными племенами, проживающими на Апеннинском полуострове до создания государственного управления Рима. Миграция занимала длительное время — с конца II по начало I тыс. до н.э.

Официальной датой образования Римской империи считается 753 г. до н.э. Эпоха с VIII по VI до н.э. отмечена как формирование аппарата управления власти и религии вновь образованного государства. В это время складывается представление о мифах и пантеоне культов древнего Рима.

Примечательно, что с покорением соседних территорий, римлянами заимствовались идолы и обычаи поклонения других народов.

Мифология древнего Рима и Греции: различия

В древней Греции и Риме мифы складывались под воздействием культуры покоронных народов.

Отличия религий двух древних цивилизаций были существенными: у греков идолы обладали человеческими качествами, в римской мифологии культы считались антропоморфными существами, у них отсутствовали чувства, сложно было выделить их половую принадлежность.
Греческая мифология основана на понятии семейственности.

Небесные существа представляли единую семью, в которой иногда происходили разногласия. Все они обладали идеальными качествами характера и огромной слой. Вокруг их личных качеств создавались мифы.В римской традиции мир был заполнен постоянно враждующими между собой существами.

Они сопровождали людей в любой ситуации, с рождения до первых шагов и на всем жизненной пути. Люди находились под покровительством этих небесных жителей и покровительствовали им при разрешении важных дел. Они сопутствовали им при заключении брака, получении богатств, даровали удачу.

После смерти на последнем пути душу человека сопровождало множество религиозных культов: предвестник смерти, отбирающий дух и др.Важной чертой мифологии Рима была тесная связь с реализацией власти в государстве. Ответственным за совершение всех религиозных обрядов в партриархальном обществе был отец. Семейные праздники со временем приобретали статус официальных пиршеств, когда устраивали бои гладиаторов.

Положение духовенства в Риме значительно отличалось от принятого в древней Греции. Если в греческом обществе жрецы составляли отдельную социальную касту, то в Риме священики выполняли государственные функции. Все жрецы делились на саны: весталки, понтифики и авгуры.

По мифам древнего Рима — Зевс

Связь мифов древней Греции и Рима

В пантеон культов Рима входит обширный список имен. Это основатель всего сущего Уран, могучий Темпус, а также Амур, Сатурн, Хаос и титаны — их дети. Всего в третьем поколении выделялось 12 идолов.

Подобное распределение ролей отмечается в греческой традиции. На небесном олимпе восседали Юпитер, он же Зевс, посылающий молнии и грозы. Его супруга Юнона, она же Гера, покровительствующая семейным узам.

Церера, называемая также Деметрой, олицетворяла плодородие.

Смотреть фильмы о мифах древнего Рима

На римском пантеоне также находились культы Фатум — Судьба, Фортуна — Удача, Психея — Душа, Либертас — Свобода, Ювента — Юность, Виктория — Победа. Особое значение придавалось существам, дающим урожай и плодородие при проведении сельхозяйственных работ.

Римляне причислили к жителям небесного пантеона Гермеса, Аполлона, Геркулеса, и Диониса, носящих характерные черты для мифов древней Греции. Исключительно римское происхождение носили Вулкан, Юпитер, Марс, Веста и Сатурн.

Со временем идолов накопилось так много, что древние римляне стали распределять их на «старых» и «новых».

Античная мозаика по мифам древнего Рима

Основные легенды и мифы Древнего Рима

Большинство мифических историй римляне заимствовали у греков. Часть легенд, однако, носила оригинальное происхождение. Например, о создании мира Янусом. Центральная культовая фигура олицетворяла небо, солнце и начало всего сущего. Он отличался двуличием: одна его сторона была обращена в прошлое, другая смотрела в будушее.

Римляне, как и все древние народы, придавали природе растениям мифические свойства. Один из мифов гласит, что все люди произошли от дуба. Религиозные обряды обычно проводились в специально отстроенных парках, в центре которых находилась смоковница — священное дерево.

По легенде, близнецы Ромул и Рем были выкормлены дикой волчищей. В центре мифологии Рима находился дуб Капиталия, именем которого был назван знаменитый Капитолийский холм.В мифах древнего Рима присутствовали птицы, особое значение придавалось орлам и дятлам.

С расширение границ государства в мифах, взятых у греков и измененных под римские традиции, появляются все новые объекты поклонения.

Все мифы древнего Рима разделяют на три вида:

  • мифы о культах и их поступках;
  • рассказы о возникновении римского государства;
  • истории о легендарных героях.

Миф о создании города Рим

Миф об образовании Рима известен во многих странах современного мира. Город был основан двумя братьями-близнецами. Легенда повествует о том, что Амулий, захвативший силой власть в государтсве, боялся за судьбу своего сына, который должен занять престол после него.

Избегая прихода на престол сына Нумитора, он убил племянника во время охоты. Рею, дочь Нумитора, он объявил изранницей Весты, поэтому замуж она не вышла.
Пантеон по-другому распорядился ее участью, сделав ее женой влиятельного Марса. От брака родилось два мальчика. Нумитор был разгневан таким поступком и забрал близнецов у весталки.

Рею оставили навечно замурованной под землей, а детей бросили в Тибр, протекающий у берегов города. Служители дворца сжалились над младенцами и уложили их в деревянную ладью, пущенную по реке.
Корыто доплыло до смоковницы и прибилось к берегу. Детский плач услышала волчица и отправилась кормить детей собственным молоком.

Увидел это пасущий рядом овец Фавстул и взял на воспитание детей. Когда мальчики подросли, им рассказали о их судьбе. После этого они посетили дворец Нумитора, убили его сына Амулия и провозгласили царем своего деда. В награду им были обещаны земли Тибра, где они основали поселение.

На берегах плодородной реки были заложены основы нового могущественного госудаства. Поспорив, кому достанется царство, Ромул убил Рема.

Волчица, Ромул и Рем скульптура

Миф о сыне Афродиты Энее

Друг Гектора, сражающегося во время Троянской войны, сын прекрасной Афродиты Эней бежал с отцом и младенцем в страну, населенную латинами после разграбления Трои. Он взял в жены Лавинию, дочь царя италийских земель Латина. Сыновья Энея, Ромул и Рем, основали на берегу Тибра город Рим.

Ленегда об основателях древнего Рима

Книги о мифах древнего Рима

Литература в иллюстрациях для детей о мифах древней Греции станет лучшим поучительным пособием. В числе самых читаемых произведений можно выделить:

  • Мифы древнего Рима и Греции. Н.А. Кун
  • Легенды и сказания древнего Рима. А.А. Нейхардт.

Мифы древнего Рима: читать

Благодаря бессмертным произведениям древнеримского эпоса «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы» и «Фасты» Овидия сегодня можно узнать многое об истории развития Рима и жизни его населения.
Мифы Древнего Рима: презентация

Источник: http://drevniy-egipet.ru/kak-zarozhdalis-drevnie-mify-rima/

Древние мифы Рима. Мифы Древнего Рима для детей

3 главных мифа о фреонах

На мифологию и религию римлян большое влияние оказали соседние народы – этруски и греки. Но вместе с тем легенды и мифы древнего Рима имеют свою самобытность.

Зарождение римской мифологии

Дату возникновения религии древнего Рима определить трудно. Известно, что в конце II – начале I тысячелетия до н. э. происходила миграция италиков (так называли народы, населявшие Апеннинский полуостров до образования на нем Римского государства), которые в течение нескольких веков расселялись по Италии и затем ассимилировались с римлянами. Они имели свою культуру и религию.

В 753 году до нашей эры, согласно легенде, был основан Рим. С VIII по VI вв. до н. э. длился царский период, когда были заложены основы общественно-государственной и религиозной жизни империи.

Официальный пантеон богов и мифы древнего Рима сложились примерно в этот период.

Хотя нужно сразу отметить, что с завоеваниями римлянами новых территорий они охотно включали в свою мифологию и религию чужих богов и героев, поэтому список божеств и легенд постоянно пополнялся.

Отличительные черты религии древнего Рима

Как и в Греции, здесь не было строгой организации вероучения. Боги и мифы древнего Рима частично были заимствованы у соседних стран. Отличие римской религии от той же греческой было существенным.

Если для греков божество – это прежде всего личность со своими, вполне человеческими, чертами характера, то римляне никогда не представляли богов в виде антропоморфных существ. В самом начале формирования своей религии они даже не могли назвать их половую принадлежность.

Греки представляли свой пантеон божественных сил как большую семью, в которой между родственниками постоянно случаются скандалы и происходят разногласия. Для греков боги – это личности, наделенные сверхъестественными силами и обладающие идеальными качествами.

Поэтому вокруг них создавался ореол мифов.

Отношение римлян к божествам было другим. Мир в их представлении был населен враждебными или благосклонными к миру людей сущностями. Они есть везде и постоянно сопровождают человека. Мифы древнего Рима говорят, что до взросления юноша или девушка находились под покровительством большого количества божественных сущностей.

Это был бог колыбели, первых шагов, надежды, здравомыслия и прочие. По мере взросления одни божества оставляли человека, а другие, напротив, брали его под свою опеку – это шесть богов брака, удачи и здоровья, богатства.

Умирающего сопровождали в последний путь столько же высших существ, что и при рождении: лишающий света, отбирающий душу, приносящий смерть.

Еще одна отличительная черта римской религии – ее тесная связь с государством. Изначально все религиозные обряды, связанные с жизнью семьи, совершал ее глава – отец. Позднее многие семейные и родовые празднества приобрели государственное значение и превратились в официальные мероприятия.

Отличалось и положение жрецов. Если в древней Греции они выделялись в отдельную группу населения, то у римлян являлись государственными служащими. Существовало несколько жреческих коллегий: весталки, понтифики и авгуры.

Религия и древние мифы Рима носили смешанный характер. Основа – это исконно римские божества. В пантеон богов входили заимствованные персонажи из греческой и этрусской религии и персонифицированные понятия, появившиеся много позже. К ним относится, например, Fortuna – счастье.

Пантеон римских богов

У римлян изначально было особое отношение к богам. Они не были связаны семейными отношениями, как греческие божества, о них не слагали мифов. Жители Рима долгое время отказывались придавать своим богам черты характера и облик. Часть сказаний о них в конце концов была заимствована у греков.

Древние мифы Рима говорят о том, что список римских богов был очень обширен. Сюда входили Хаос, Темпус, Амур, Сатурн, Уран, Океан и другие божества, а также их дети – титаны.

Третье и четвертое поколения стали главными в пантеоне и были представлены 12 богами. Они приведены в соответствие с олимпийцами у греков. Юпитер (Зевс) – олицетворение грозы и молний, Юнона (Гера) – его жена и покровительница семьи и брака, Церера (Деметра) – богиня плодородия. Минерва и Юнона были заимствованы из этрусской религии.

В римский пантеон входили и персонифицированные существа, ставшие богами:

Виктория – Победа;

Фатум – Судьба;

Либертас – Свобода;

Психея – Душа;

Мания – Безумие;

Фортуна – Удача;

Ювента – Юность.

Наиболее важное значение для римлян имели земледельческие и родовые божества.

Влияние греческой мифологии

Мифы древней Греции и Рима очень похожи, поскольку многое о богах римляне почерпнули у своего близкого соседа. Процесс заимствования греческой мифологии начинается в конце VI – начале V веков.

Совершенно ошибочным является мнение, что 12 главных божеств Олимпа были взяты Римом и получили новые имена. Юпитер, Вулкан, Веста, Марс, Сатурн – это исконно римские божества, впоследствии соотнесенные с греческими. Первыми богами, заимствованными у греков, стали Аполлон и Дионис.

Кроме того, римляне включили в свой пантеон Геркулеса и Гермеса, а также греческих богов и титанов первого и второго поколений.

У римлян было много божеств, которых они сами делили на старых и новых. Позднее они создали свой пантеон главных богов, взяв за основу сонм греческих высших сил.

Мифы древнего Рима: краткое содержание. Боги и герои

Поскольку мифологическая фантазия у римлян была бедной, то много сказаний они переняли у греков. Но были и исконно римские мифы, позднее вытесненные греческими. К ним относится повествование о создании мира богом Янусом.

Он был древним латинским божеством, привратником Неба, олицетворением солнца и начала. Его считали богом ворот и дверей и изображали двуликим, поскольку считалось, что один лик Януса обращен в будущее, а другой – в прошлое.

Еще один древний римский миф рассказывает о происхождении людей от дуба. Как и греки, римляне почитали лес и деревья, и создавали рощи, посвященные богам, в которых проводились религиозные обряды. Священными деревьями были смоковница (по легенде, под ней волчица кормила Ромула и Рема) и дуб Капитолия, которому Ромул принес первую военную добычу.

Древние мифы Рима были также посвящены животным и птицам: орлу, дятлу и волку. Последний особенно почитался и ему был посвящен ритуал луперкалий на празднике плодородия и очищения. Римляне приписывали волкам мистическую силу и верили в то, что человек может превратиться в это животное.

С развитием Римского государства в религии появляются новые боги и новые сказания о них, взятые у греков, которые римляне перерабатывали для себя. Древние мифы Рима вытеснили существовавшие ранее примитивные рассказы о сотворении мира и людей.

Сформировалось представление о том, что боги предначертали государству власть над всем миром. Это привело к появлению культа самого Рима.

Поэтому мифологию этой древней страны разделяют на три группы: мифы о богах и их деяниях, легенды о героях, и сказания о возникновении и развитии Рима.

Миф об основании города Рима

Это одна из самых известных легенд в мире. Как и о великом Геракле, миф о братьях-основателях Рима знают во многих странах.

Он рассказывает о том, как незаконно захвативший власть Амулий переживал, что в будущем сын Нумитора решит оспаривать права на трон, и убил племянника на охоте.

Дочь Нумитора, Рею, он приказал жрецам объявить избранницей Весты, так как весталки должны были оставаться незамужними. Так он хотел обезопасить себя от потомков Нумитора, которые могли бы вступить с ним в борьбу за престол.

Но боги приготовили для Реи другую участь. Она стала женой бога Марса. Через год у нее родились мальчики-близнецы. И хотя несчастная утверждала, что их отец – божество, с ней поступили, как с нарушившей запреты весталкой. Дочь Нумитора замуровали в подземелье, а детей Амулий приказал бросить в реку Тибр.

Слуги пожалели малышей и положили их в корыто, которое пустили в плаванье по реке. Высоко стоявшая в ней вода опустилась и корыто пристало к берегу под смоковницей. Крики детей услышала жившая неподалеку со своим выводком волчица и стала кормить младенцев. Это зрелище однажды увидел пастух Фавстул и забрал детей к себе домой.

Когда они повзрослели, приемные родители рассказали братьям об их происхождении. Ромул и Рем отправились к Нумитору, который сразу же признал их.

Собрав с его помощью небольшой отряд, браться убили Амулия и объявили царем своего деда. В награду они попросили земли по берегам Тибра, где нашли свое спасение. Там было решено заложить столицу будущего царства.

Во время спора за то, чье имя она будет носить, Рем был убит Ромулом.

Герои римских мифов

Большинство легенд, кроме заимствованных у греков, рассказывают о персонажах, которые совершали подвиги или жертвовали собой во имя процветания Рима. Это Ромул и Рем, братья Горации, Луций Юний, Муций Сцевола и многие другие. Римская религия была подчинена государству и гражданскому долгу. Многие мифы были эпическими и прославляли героев-императоров.

Эней

Эней – основатель Римского государства. Сын богини Афродиты, друг Гектора, герой Троянской войны – юный царевич бежал с маленьким сыном и отцом после падения Трои и попал в неизвестную страну, где жили латины. Он женился на Лавинии, дочери местного царя Латина, и вместе с ним стал управлять Италийскими землями. Потомки Энея, Ромул и Рем, стали основателями Рима.

Мифы древнего Рима для детей – лучшие книги для маленьких читателей

Несмотря на обилие книг, найти достойную литературу по изучению мифов древних народов сложно. Особняком здесь стоит произведение, которое было создано ровно 100 лет назад и до сих пор является эталоном. Н. А.

Кун «Мифы древнего Рима и Греции» – эту книгу знает огромное количество читателей. Она была написана в 1914 году специально для учеников школ и всех ценителей мифологии древних народов.

Собрание мифов написано очень простым и одновременно живым языком, и прекрасно подходит для детской аудитории.

А. А. Нейхардт составила интересный сборник «Легенды и сказания древнего Рима», который дает лаконичную информацию по римским богам и героям.

Заключение

Благодаря тому, что римляне заимствовали греческих богов и мифы, эти сказания дошли до наших дней.

Создавая на их основе художественные произведения, древнеримские авторы сохранили для потомков всю красоту и эпичность греческой и римской мифологии. Вергилий создал эпос «Энеида», Овидий написал «Метаморфозы» и «Фасты».

Благодаря их трудам современный человек сейчас имеет возможность узнать о религиозных представлениях и богах двух великих древних государств – Греции и Рима.

Источник: http://fb.ru/article/160833/drevnie-mifyi-rima-mifyi-drevnego-rima-dlya-detey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.