Аутизм: куда движутся наука и медицина?

Содержание

Аутизм: выдающиеся и странные

Аутизм: куда движутся наука и медицина?

Это, возможно, самое противоречивое и загадочное неврологическое расстройство, полумистическое заболевание, поражающее нервные пути организма человека. Страдающие от него пациенты не обладают полноценной возможностью налаживать нормальные связи в обществе, но другие (с синдромом Аспергера) блестяще проявляли себя и творчестве, искусствах, науках и иных видах человеческой деятельности.

Аутизм (от греч. Autos – сам) – состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Медицина ещё не нашла полноценных механиков борьбы с этим недугом. Более того, аутизм может передаваться через поколения и даже генетически мутировать.

Интересной особенностью аутизма является сверхспособность человека концентрироваться на одной определённой идее, теме, цели. Ярким примером аутизма может служить герой фильма «Человек дождя», которого блестяще представил Дастин Хоффман. В истории человечества много знаменитых людей страдали аутизмом.

Хозяева детских грёз

Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875), датский писатель. Мировую славу ему принесли сказки, где сочетались романтика и реализм, фантазия и юмор, сатира и ирония. «Гадкий утёнок» и «Русалочка» заставляют чаще биться сердца даже взрослых читателей и сопереживать их героям.

В детстве Ганс был неуклюжим и женоподобным мальчиком, на которого накатывались неконтролируемые приступы гнева. Когда талантливый мальчик подрос, он вынужден был вести уединённую жизнь затворника целибата. Его литературные труды пронизаны глубочайшей тоской.

К плеяде людей со странностями принадлежал и английский детский писатель Льюис Кэрролл (1832-1898), автор «Алисы в стране чудес» и «В Зазеркалье». Научные работы Кэрролла предвосхитили некоторые идеи математической логики.

В его поведении и повадках ясно читаются признаки аутизма. Льюис был заикой, что в ещё большей степени обостряло его неумение сходиться с людьми. Как и многие другие аутисты, он проявлял выдающиеся способности в математике.

Среди его друзей было несколько взрослых людей, но он предпочитал иметь дело с детьми. Некоторые английские историки обвиняют Кэрролла в нездоровом пристрастии к детям, полагая, что писатель являлся в некоторой степени педофилом, но другие утверждают, что Льюису было интереснее и проще находить общий язык и темы для бесед с детьми, чем со взрослыми.

МУЗЫКА, РЕНЕССАНС И КИНО

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), австрийский композитор, представитель венской классической школы, музыкант уникального дарования, проявившегося в раннем возрасте. Если где-то и уместно употребление слова «гений», то это в его случае.

К 15 годам он уже считался признанным авторитетом на поприще музыки. Все его интересы находились только к этой области искусства. Современники описывали его как маленького, странного и импульсивного человека. Его юмор называли казарменным.

Он же отличился в написании скабрёзных текстов к своим коротким песенкам, которые напевали в кабаках простолюдины.

Кое-кто считает его типичным примером человека, страдающего аутизмом. Но Моцарт прекрасно чувствовал себя в высшем обществе, как и в любом другом.

Тем не менее, есть свидетельства, что эта напасть (аутизм) не прошла мимо гения.

Страдающие от аутизма пациенты, неравнодушные к музыке, весьма чувствительны к музыке Моцарта, а поэтому медики используют его музыку в качестве лечебной терапии для больных.

Если Моцарт – гений, то Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – Творец с большой буквы Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Достойнейший сын Ренессанса. Даже дилетантам известна скульптура Давида, весь мир восторгается росписями Сикстинской капеллы.

Но вот поведение и манеры художника нельзя было назвать утончёнными, а гигиену он вообще чаще всего игнорировал, предпочитая посвящать всё своё драгоценное время работе и искусству. Несмотря на своё богатство, он мало интересовался материальными ценностями. Современники называли Микеланджело и чрезвычайно странным, и ужасным.

Его эксцентричное поведение можно объяснить только аутизмом. Во всяком случае, медики так думают.

Американский кинорежиссёр Стэнли Кубрик всегда считался хладнокровным перфекционистом. Вспомните его картины «Заводной апельсин» и «2001: Космическая Одиссея». Некоторые сцены он переснимал по 12-30 раз. Работая над фильмом «Сияние», он замучил Джека Николсона и актрису Шелли Дюваль. У Шелли от постоянных придирок Кубрика стали выпадать волосы.

Аутизм у режиссёра выявили медики. Он любил животных, которых у него было великое множество, но при этом слыл мизантропом. Стэнли отлично играл в шахматы. Видимо, аутизм не мешал ему в работе.

Герои наук

Без всякого сомнения, от аутизма страдал великий сербский учёный Никола Тесла. Величайший изобретатель буквально искрил своими оригинальными идеями, которые у него бессовестно воровал сам Эдисон. Это, пожалуй, самый эксцентричный феномен среди наших героев.

У Теслы было множество самых разнообразных фобий. Он придерживался добровольного целибата и был очень чувствителен к свету и звукам. А к цифре три (3) он относился как к священной корове.

Тесла выходил из себя, если ему предлагали поселиться в комнате отеля, номер которой не был кратным трём.

Тесла считался мягким и вежливым человеком, но, когда отстаивал свою точку зрения в споре, становился отвратительным и грубым. Замкнутый и нелюдимый, он вёл прекрасную дружбу с Марком Твеном.

Многие его поступки и действия можно объяснить аутизмом. С возрастом его странности приобрели ещё более яркие очертания.

Тесла открыто и резко высмеивал учёный мир, а умер он в полном одиночестве в дешёвой гостинице, без цента в кармане.

Коллега Теслы и не менее значимая в науке фигура – Альберт Эйнштейн. Его заслуги в области физики и гуманизма недооценить невозможно. В современных источниках встречаются весьма противоречивые утверждения, касающиеся его молодых лет.

К примеру, некоторые утверждают, что Эйнштейн отвратительно учился, а математику всегда заваливал на экзаменах и контрольных, – абсолютная и неприкрытая ложь. Напротив, его всегда выделяли ясность мышления и целеустремлённость. Правда, он в молодости слыл замкнутым и скромным мальчиком.

Его дотошность в самых мелких деталях и аккуратность в разработке теории относительности наталкивает на мысль, что учёному был присущ синдром Аспергера, характерный для аутизма.

После смерти второй супруги Эйнштейн стал совершенно равнодушен к своей внешности. В век обязательных формальностей это выглядело вызовом всему цивилизованному обществу. Особый шок у публики вызывала его необузданная шевелюра, вернее – полное отсутствие причёски.

С другой стороны, те, кто считает учёного страдавшим от аутизма, сбиты с толку тем обстоятельством, что Эйнштейн прекрасно находил общий язык с любыми людьми, что не характерно для людей с этим недугом. Да, он равнодушно относился к своей славе и тем плюсам, которые она обещала всякому человеку.

Однако, несмотря на свою эксцентричность, его особенно ценили женщины.

http://www.ufolog.ru/publication/4192

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/2013-03-29-2181567.html

10 мифов об аутизме и тест

Аутизм: куда движутся наука и медицина?

Аутизм настолько сложный и малоизученный диагноз, что даже в профессиональных медицинских сообществах нет однозначного ответа, что это – болезнь или особенность развития. Что уж говорить о мамах, которые находятся во власти многочисленных слухов и противоположных мнений. Вот всего несколько из них.

Миф 1: Аутизм – психическое заболевание

Первым определил и описал симптомы аутизма именно психиатр – американский профессор психиатрии Лео Каннер. Более того, долгое время аутизм считался разновидностью шизофрении – психического заболевания. Но в ходе лечения больных аутизма классическими методами психиатрии, выяснилось, что они бессильны.

Сегодня существуют более прогрессивные точки зрения. Cчитается, что аутизм – это не болезнь, а врожденное или рано приобретенное нейробиологическое расстройство развития.

Об этом свидетельствует не только масса современных научных исследований проблемы аутизма, но и истории жизни людей с аутизмом, их собственное, всегда адекватное понимание своих проблем.

Миф 2: Аутизм – это приговор  Аутизм – это не приговор. Страх перед диагнозом обусловлен отсутствием информации об аутизме и нехваткой эффективных методов помощи в России, что приводит к ложным представлениям об аутизме. Специальные программы обучения и различные терапевтические методики, которые могут практиковать как специалисты, так и родители, могут существенно снизить выраженность проблем в развитии. Нередки случаи полного исчезновения симптомов. Правда, чем меньше ребенок, тем больше вероятность полного излечения и тем на меньший срок лечение растягивается. Если двухлетнего ребенка можно за год-полтора вывести из спектра, то у 4-х летнего лечение может растянуться примерно на 5 лет, и чем старше ребенок, тем труднее наладить и отрегулировать его взаимодействие с социумом.

Миф 3: Аутизм передается по наследству

Этот пункт сложно однозначно отнести к мифам, так как связь аутизма и генетики определенно есть.

Но, к огромному сожалению, пока точно не выявлен ген или группа генов, отвечающих за развитие аутизма, а значит, невозможно утверждать с достоверностью, передается или нет этот синдром по наследству.

Например, есть случаи, когда из двух близнецов один – аутист, а у близнецов, как известно, одинаковый набор генов. Этот факт отрицает наследственный фактор передачи синдрома.

С другой стороны, известно, что в семье, где уже есть дети-аутисты, риск появления других детей с диагнозом довольно высок. В общем, пока ученые приближаются к разгадке, называя в качестве гена-кандидата, например, ген Ube3a, всем остальным пока лучше оставить раскопки заболеваний своей семьи до 14 колена, а направить все силы на адаптацию ребенка.

Миф 4: Дети с аутизмом не испытывают эмоций

Дети с расстройствами аутистического спектра, разные, как и все остальные люди. Они могут быть эмоциональны, могут быть замкнуты. Одни могут иметь страхи, другие – нет. Одни ласковые, другие не терпят прикосновений.

Всех их будут объединять сложности разной степени выраженности в области социальной коммуникации, умения подстраиваться под других людей, общаться и учиться во взаимодействии с другими.

Именно поэтому часто используют термин расстройство аутистического спектра.

Миф 5: Если к 3 годам ребенок не говорит – у него аутизм

Отсутствие речи – самый настораживающий фактор, который позволяет родителям дать скоропалительный диагноз своему ребенку.

Меж тем, отсутствие речи может быть как в рамках нормы (в это время у ребенка активно развиваются другие отделы мозга), так и симптомом других заболеваний: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда заикания и дизартрии. Как видите, не только аутизм затормаживает речевое развитие.

И наоборот, люди с диагнозом “аутизм” могут говорить, свободно выражая свои мысли. Конечно, если к 3 годам ребенок молчит – нужно срочно начинать заниматься с ним вне зависимости от причин недоразвития речи. И чем раньше вы начнете занятия – тем больше шансов ему заговорить.

Миф 6: Аутисты обладают сверхспособностями или высоким IQ

Несмотря на популяризацию аутизма с помощью фильмов и книг, где главные герои – необычные люди, статистика говорит о другом, а именно, что от 20 до 50 процентов аутистов имеют умственную отсталость той или иной степени.

Но и эта статистика говорит о немногом: известно, что эти показатели интеллекта могут отражать не столько реальные способности человека, сколько отсутствие желания сотрудничать со специалистами, проводящими тестирование.

Нет данных, что среди людей с аутизмом больше людей с выдающимися способностями и талантами. Знаменитые примеры высоких достижений, успешной мировой карьеры и великих открытий, сделанных людьми с аутизмом, это скорее исключение.

Факт, что особенности развития аутистов помогают им сосредоточиться на одном занятии и преуспеть в нем. Именно поэтому из них могут получиться отличные музыканты или программисты.

Миф 7: Аутизм можно диагностировать только в детстве

Появления аутизма можно обнаружить после года, когда у детей начинается социальное поведение, чем ярче проявления, тем раньше они бросаются в глаза родителям. Однако, человек может прожить всю жизнь не зная, что у него аутизм.

Возьмите, к примеру, историю знаменитой шотландской певицы Сьзен Бойл, которая прославилась, благодаря шоу.

И только став известной, в возрасте 50 лет ей диагностировали синдром Аспергера, что, по словам Сьюзен, принесло ей колоссальное облегчение.

Миф 8: Правильная диета может вылечить аутизм

Существует достаточно большое сообщество людей, которые уверены, что аутизм вызывают определенного рода белки, которые организм не в состоянии усвоить. Поэтому исключая часть продуктов с содержанием этих белков – казеина и глютена, они значительно улучшают состояние ребенка и проявление симптомов.

Результаты наблюдений показали пользу безглютеновой и безказеиновой диеты. Многие дети после изъятия молочных и содержащих пшеницу продуктов из рациона в течение трех месяцев показали значительные улучшения: изменение взгляда, появление речи. Кроме всего этого, улучшается сон и стул и ребенка.

Правда, у некоторых детей не были заметны изменения, но если эти белки вводились в питание снова, у детей наступали очевидные ухудшения. Многими родителями не замечались перемены, пока не был обнаружен и удален скрытый источник казеина и глютена.

Конечно, даже адепты этого метода лечения понимают, что диета сама по себе далеко не всегда может решить все проблемы, особенно если речь идет не о первых признаках, а о довольно запущенном состоянии организма, но улучшить состояние действительно может.

Миф 9: Аутизм вызывают прививки

Многие специалисты (что уж говорить о мамах!) считают, что существует причинно-следственная связь между возникновением аутизма и профилактической вакцинацией. Правда, по мнению ученых, сами прививки — не причина аутизма, но при предрасположенности малыша к нему вакцинация может стать пусковым механизмом возникновения нарушений функций головного мозга.

То есть заболевание развилось и бы и без прививки, но вакцинация дает этому толчок. Медицинское издание Lancet еще в 1998 году опубликовало результаты исследований ученых Великобритании, которые связали прививки против паротита, кори и краснухи с волной аутизма. Но затем было сообщено о возможно допущенных ошибках в этом исследовании.

Международная группа ученых недавно также озвучила теорию о том, что наличие в вакцинах для малышей органической соли ртути (в качестве консерванта) может служить толчком к возникновению аутизма. И даже некоторые производители вакцин указывают в инструкции, что аутизм может быть побочной реакцией организма на прививку.

Однако, говорить о 100% связи вакцинации и аутизма пока некорректно за недостаточностью исследований.

Миф 10: Дети-аутисты нуждаются в специальных учебных заведениях

Недостаточность знаний об аутизме порождает нежелание директоров школ принимать к себе детей с диагнозом. Для них аутист и псих – одно и то же. На самом деле, детям с аутизмом не нужны никакие гетто в виде особых школ и садиков.

Во-первых, в особых учреждениях у ребенка не будет перед глазами примера отношений, он не сможет учиться общаться и строить контакты с другими людьми.

Да, для аутистов нужны особые условия и подход, например понимание учителя, что ребенка-аутиста не нужно вызывать к доске.

Нужно чаще объяснять таким детям школьные правила, так как они часто нелогичны, или нелогичны на первый взгляд, а потому – непонятны. Этого, к сожалению, наша система образования часто не может предложить, индивидуальный подход – роскошь. А вот и ребенку-аутисту модель отношений в миниатюре, воспроизводимая в школе, как раз пойдет на пользу.

Адаптация ребенка с аутизмом к школьным условиям называется инклюзивным обучением. Оно сейчас практикуется в некоторых общеобразовательных школах, но это единичные практики. Надеемся, что в будущем общество станет более толерантным и образованным, и у семей, воспитывающих аутистов, будет надежда на полное принятие их детей обществом.

Для тех, кто видит в ребенке необычное поведение или у кого дети долго не начинают говорить, предлагаем развеять сомнения или задуматься с помощью специально разработанного теста на аутизм. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма.

Пройти тест

Источник: https://www.odevaika.ru/blog/241074/10-mifov-ob-autizme-i-test/

Аутизм: куда движутся наука и медицина?

Аутизм: куда движутся наука и медицина?

shutterstock.com

в WhatsApp

Аутизм: куда движутся наука и медицина?

Термин «расстройства аутистического спектра» (РАС) включает в себя несколько различных патологий, которые большинство людей привычно называют аутизмом.

Несмотря на то, что патологии эти довольно сильно отличаются друг от друга, они представляют собой разные проявления нарушения развития головного мозга человека.

Аутизм проявляется в проблемах с социальными взаимодействиями, с нарушениями в области коммуникации, а также в особенностях поведения пациента (стереотипность и ограниченность действий и интересов, их своеобразие и др.).

В большинстве случаев диагноз РАС ставится еще в детстве. Однако, по последним данным, аутизмом сегодня страдает 1% взрослого населения, и часть этих людей узнала о своем диагнозе, уже выйдя из детского возраста. При этом нередко взрослые люди с РАС, не знающие о своем заболевании, страдают от тревожности, хронического беспокойства и неуверенности, становятся маргиналами и изгоями общества.

Ученые до сих пор теряются в догадках, что же именно делает людей аутистами? Как лечить проявления этой болезни? Можно ли диагностировать ее еще до появления первых тревожных признаков? 2 апреля, в День распространения информации об аутизме MedAboutMe выясняет, что нового узнала наука о расстройствах аутистического спектра и какие решения она готова предложить пациентам.

Аутизм: нейроны и контакты

Расстройства аутистического спектра, к которым сегодня относят и аутизм «в чистом виде», и синдром Аспергера, и др., развиваются, в частности, из-за того, что связи между нейронами в головном мозге аутистов работают иначе, чем в мозге у обычных людей.

По сути, нейроны не в состоянии сформировать правильное соединение — синапс. Процессы нормального взаимодействия нейронов и образование синапсов обеспечиваются сразу несколькими генами.

Например, есть белок, который кодируется геном Shank3. Если этот ген «отключить», то уменьшится количество специальных выростов на отростках нервных клеток — дендритных шипиков.

Меньше выростов — хуже межнейронные контакты, именно эта ситуация отмечается у аутистов.

— соцсеть для аутистов

Команда американских социологов и неврологов доказала, что использование оказывает положительный эффект на психику аутистов. По оценкам экспертов, повышенная тревожность свойственна более чем половине людей с РАС.

Возможность воспользоваться соцсетью для взаимодействия аутистов с другими людьми, избегая при этом намного более сложных контактов «лицом к лицу», снижает уровень тревожности пациентов и уменьшает риск развития депрессии.

По данным исследователей, пользователи с РАС оказались более счастливы, чем их товарищи по несчастью, не пользующиеся соцсетями.

Особенности мозга аутистов

Центральная нервная система (ЦНС) аутистов может отличаться от таковой здоровых людей и по другим параметрам.

В марте этого года неврологи McLean Hospital обнародовали результаты своих экспериментов на мышах, объясняющие, почему риск развития расстройств аутистического спектра повышается на фоне инфекций во время беременности матери или в первые дни жизни новорожденного.

Оказалось, что активация иммунной системы приводит к изменению связей между нейронами, которые задействованы в формировании социальных контактов и борьбе с тревожностью.

В результате у животных, чьи матери в третьем триместре беременности перенесли вирусную инфекцию, или у мышей, переболевших бактериальной инфекцией в первые дни после появления на свет, наблюдались симптомы, характерные для РАС: повышенная тревожность и снижение социальных взаимодействий.

Витамины и размер талии

Факторов риска развития аутизма существует великое множество. Это не только инфекции, но и дефицит витамина D в организме матери, а также размер ее талии, превышающий норму.

В первом случае доказано, что витамин D влияет на развитие мозга ребенка еще до его рождения.

Во втором — негативный эффект оказывают воспалительные процессы, развивающиеся в области абдоминальных жировых запасов (на животе).

Эти выводы подтверждаются данными другого исследования, которое тоже было опубликовано в марте. Китайские ученые из крупной клиники в Пекине поделились результатами обследования дошкольников с РАС. Полученные данные сравнивались с результатами обследования обычных детей.

Оказалось, что существуют выраженные различия между некоторыми структурами мозга здоровых малышей и детей с РАС.

В частности, такие различия были обнаружены в базальных ганглиях — области мозга, отвечающей за поведение, а также в лимбической системе — комплексе структур мозга, задействованном в регуляции эмоций, памяти, сна и функций некоторых внутренних органов.

Более подробные исследования данной области, проведенные учеными из Института нарушений развития нервной системы калифорнийского Университета Дэвиса, выявили интересный факт.

Здоровые дети и аутисты рождаются с неодинаковым количеством нервных клеток в миндалине — структуре, входящей в состав лимбической системы мозга. Миндалина задействована в формировании социальной и эмоциональной зрелости человека.

У аутистов на момент рождения нейронов в этой области больше — и это, по мнению ученых, может способствовать повышенной тревожности и проблемам в сфере социальных контактов. По мере взросления у здоровых людей число нейронов этой области увеличивается на 30%.

У аутистов, напротив, нейронов становится меньше. Исследователи считают, что это происходит как раз из-за чрезмерной активности мозга.

Диагностика аутизма: до рождения и после

Диагностика аутизма остается одной из самых важных и пока нерешенных проблем в медицине. Чем раньше поставлен правильный диагноз, тем выше шансы на успешную социализациию ребенка, развитие механизмов, позволяющих компенсировать проявления аутизма. Но не существует ни одной методики, которая бы достоверно позволяла бы диагностировать РАС в младенческом возрасте.

Однако и в этом направлении есть определенные сдвиги. В марте команда калифорнийских генетиков из компании Complete Genomics Inc.

сообщила, что есть возможность полного прочтения генома плода по его бесклеточной ДНК (cfDNA), выделенной из крови беременной женщины.

Ранее cfDNA было предложено использовать вместо ДНК из амниотической жидкости для диагностики синдрома Дауна, теперь выясняется, что некоторые ее характеристики также связаны с РАС.

Лечение РАС: аутизм и рак

Вылечить человека с РАС – многофакторной, сложной болезнью центральной нервной системы – сегодня невозможно. Но справиться со многими ее проявлениями ученым удается все чаще.

Известно, что РАС нередко являются результатом мутаций, вызывающих ремоделирование хроматина — это значит, что материал, из которого «сложены» хромосомы, структурирован неправильным образом.

Ученые при этом упоминают о значительном совпадении генов повышенного риска развития аутизма и рака — и многие из этих генов как раз задействованы в ремоделировании хроматина.

Отсюда и появилась идея: использовать для лечения аутизма эпигенетические препараты против рака, то есть такие средства, которые меняют активность определенных генов, но это их действие не передается потомкам.

И действительно, такой препарат нашелся: ромидепсин — лекарство для лечения рака. В начале статьи мы говорили о гене Shank3, при отключении которого образуются ущербные синапсы между нейронами.

Так вот ромидепсин «включает» Shank3 – и мыши-аутисты на три недели становятся нормальными в социальном плане животными.

Ученые надеются, что в отношении человека этот срок можно экстраполировать на несколько лет.

Выводы

Аутизм остается болезнью-загадкой. Но уже накопленная на сегодняшний день информация позволяет с уверенностью утверждать следующее:

  • Есть факторы риска, на которые родители повлиять не в силах – это специфические мутации некоторых генов. Но есть множество факторов, повышающих угрозу рождения ребенка-аутиста – и в силах будущих родителей исключить их: начиная от дефицита витаминов и заканчивая нездоровым образом жизни.
  • Ребенок «не такой, как все» имеет больше шансов найти свой путь в обществе и научиться взаимодействовать с другими людьми, чем взрослый человек. Родители способны первыми заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалисту. Однако возможно, что скоро еще до рождения ребенка можно будет сделать тест на аутизм – и тогда человечество столкнется с серьезной этической проблемой. Ведь аутизм – очень неоднозначная болезнь, с широким спектром реакции. Одни разновидности РАС позволяют аутисту вести полноценную жизнь, а другие – превращают его в инвалида. А в случае пренатальной диагностики РАС неизбежно встанет вопрос выбора. 

Источник

Источник: https://strategnews.ru/2018/04/04/autizm-kuda-dvizhutsya-nauka-i-meditsina/

Аутизм у детей. Причины и диагностика детского аутизма

Аутизм: куда движутся наука и медицина?

Родители, как правило, первыми замечают ранние признаки аутизма. Возможно, вы замечали, что ваш ребенок развивается не так, как его ровесники. Различия могут существовать с рождения или стать более заметными позже.

Иногда различия серьезные, очевидные всем окружающим. В других случаях они более тонкие, и их замечает сначала только няня или воспитательница.

Эти различия, симптомы аутизма, заставили тысячи родителей искать ответы, что привело их к диагностике аутизма.

Вам, должно быть, хочется спросить: зачем моему ребенку диагностика аутизма? Это резонный вопрос, ведь сейчас никто не может предложить вам излечение.

  Но на сегодняшний день одни  из лучших умов нашего времени задумались над этим расстройством. В изучении его причин, профилактики, лекарств и возможного лечения были сделаны огромные шаги вперед.

Нынешнее состояние разительно отличается от тех времен, когда у родителей не было никакой надежды на излечение для своих детей.

Очень важно помнить, что ваш ребенок не стал менее уникальным, любимым, чудесным человеком от того, что ему поставили диагноз.

Есть несколько причин, почему диагностика важна для ребенка. Тщательная и детализованная диагностика предоставляет важную информацию о поведении и развитии вашего ребенка.

Она может помочь продумать алгоритм лечения, найдя сильные стороны ребенка и предоставив полезную информацию о том, на какие навыки и потребности нужно обратить внимания для эффективного вмешательства.

Диагноз часто требуется для того, чтобы получить доступ к специальным услугам для аутистов через программы вмешательства в раннем возрасте.

Как диагностируют аутизм?

Сейчас не существует медицинского теста, который мог бы диагностировать аутизм. Пути получения диагноза разнятся от семьи к семье, так как разнятся симптомы аутизма. Возможно, вы обсуждали это с педиатром.

Некоторые дети сначала получают диагноз «задержка в психическом развитии», так что к тому моменту, когда у них диагностируют аутизм, они уже получают услуги по вмешательству в раннем возрасте или коррекционному образованию. К сожалению, не все врачи считают беспокойство родителей чем-то серьезным и, как следствие, откладывают диагностику.

AutismSpeaks и другие, связанные с аутизмом организации, работают над образованием родителей и врачей, чтобы аутизм у детей распознавался, как можно раньше.

Диагноз вашему ребенку может поставить педиатр, невролог, психиатр.

В некоторых случаях вашего ребенка обследует команда специалистов и сообща даст рекомендации по терапии. В эту команду могут входить логопед (чтобы определить языковые навыки), дефектолог и эрготерапевт (чтобы обследовать физические и моторные навыки). Обследование со всех сторон важно для того, чтобы диагностировать аутизм, РАС и другие проблемы, часто сопровождающие аутизм, такие как задержки в развитии моторных навыков. Если вашего ребенка не осматривали несколько специалистов, вы захотите провести дальнейшее обследование, чтобы вы могли узнать как можно больше о сильных и слабых сторонах вашего ребенка.

Как только вы получите официальный диагноз, важно попросить об исчерпывающем заключении, в котором будет четко прописан диагноз и рекомендации по лечению. Возможно, врач не сможет предоставить его немедленно, может потребоваться некоторое время, чтобы собрать все данные, однако обязательно доведите дело до конца и заберите этот полезный документ, как только он будет готов.

Что такое аутизм?

Расстройство аутистического спектра (сокращенно РАС) и аутизм – собирательные термины для группы комплексных расстройств развития мозга. Эти расстройства в разной степени характеризуются сложностями в социальном взаимодействии, вербальной и невербальной коммуникации, а также патологическими цикличными действиями.

Выделяют две области, в которых у людей с РАС обнаруживается дефицит: 1) устойчивая социальная коммуникация и взаимодействие с другими людьми 2) определенные и повторяющиеся модели поведения Точнее, для того, чтобы было диагностировано РАС, человек должен показывать (в прошлом или в настоящем) недостаток социальных взаимодействий, нарушенную взаимную коммуникацию и нарушения в развитии, поддержании и понимании отношений. Кроме того, требуется наличие хотя бы двух видов повторяющегося поведения: стереотипичные, повторяющиеся движения; настойчивое стремление к сохранению определенных ритуалов; ограниченные, фиксированные интересы; недостаточная или избыточная реактивность на сенсорные стимулы. Симптомы могут как присутствовать в настоящий момент, так и наблюдаться в прошлом.

В дополнение к диагнозу у каждого пациента фиксируют возможные генетические причины (например, синдром Мартина-Белл, синдром Ретта), уровень языковых и интеллектуальных нарушений, а также наличие судорог, тревожности, депрессии, проблем с желудочно-кишечным трактом и других патологических состояний.

Что вызывает аутизм?

Не так давно ответом на этот вопрос было бы «не имеем понятия». Но исследования дают новые ответы. Во-первых, сейчас мы знаем, что не существует какой-то единственной причины аутизма, точно так же, как не существует единого типа аутизма.

За последние пять лет ученые обнаружили несколько редких изменений генов (или мутаций), связанных с аутизмом. Исследователями установлено более ста генов, изменения в которых могут вызвать аутизм. Приблизительно в 15% случаев можно определить конкретную генетическую причину аутизма.

Однако в большинстве случаев комбинации генетических рисков и факторов окружающей среды, которые влияют на раннее развитие мозга, сложны и непостоянны. Другими словами, если существует генетическая предрасположенность к аутизму, то воздействие окружающей среды усиливает риски ребенка.

Самое явное свидетельство этих факторов риска – влияние событий до и во время рождения.

Срединих, например, возраст родителей при зачатии, болезнь матери во время беременности, преждевременные роды, очень низкий вес при рождении и сложности при рождении, особенно те, которые включают в себя периоды кислородной недостаточности для мозга ребенка.

Кроме того, риск родить ребенка с РАС выше у матерей, живущих в среде с загрязненным воздухом. Однако важно помнить, что эти факторы сами по себе не вызывают аутизм: скорее в комбинации с генетическими рисками они несколько повышают общий риск. В настоящее время исследователи уделяют много внимания роли иммунной системы в аутизме. Некоторые из них отмечают, что риск появления аутизма ниже у детей, чьи матери принимали витамины для беременных, содержащие витамин В9.

Хотя причины аутизма неоднозначны, совершенно очевидно, что плохие родители – не одна из них.

Психиатр Лео Каннер, в 1943 году впервые описавший аутизм как отдельное состояние, был убежден в том, что он встречается только у детей холодных, нелюбящих матерей. Бруно Беттельгейм, профессор, получивший известность за исследования по развитию детей, закрепил это ошибочное объяснение аутизма. Продвижение идеи о том, что не любовь матерей вызывает аутизм, создало поколение родителей, мучающихся чувством вины за ограниченные возможности их детей. Но в 1960-х Бернард Римланд, отец мальчика с аутизмом и основатель Американского общества аутизма и Института изучения аутизма, помог медицинскому сообществу понять, что аутизм – это биологическое расстройство, не связанное с холодностью родителей.

autismspeaks.org

Предыдущая

Источник: http://www.centr-rebenka.ru/articles/autizm/autizm_134.html

От Дарвина до Хопкинса. Как аутизм и синдром Аспергера влияют на звезд науки и искусства

Аутизм: куда движутся наука и медицина?

Диагноз «аутизм» в массовом сознании по-прежнему остается клеймом наподобие психопатии или умственной отсталости. При этом люди с аутизмом могут прекрасно адаптироваться к жизни в обществе, добиться успехов в профессии и плодотворно заниматься творческой деятельностью.

Обычно в таких случаях говорят о высокофункциональном аутизме или синдроме Аспергера.

Но с точки зрения современной мировой медицины правильнее пользоваться общим ярлыком — расстройство аутистического спектра (РАС), куда относятся и относительно легкие, и более тяжелые формы аутизма. Разница между ними не так уж велика.

Глубокий неречевой аутист при правильной диагностике и своевременной поддержке может стать «высокофункциональным» профессором и научной знаменитостью (как это произошло с Тэмпл Грандин), а также музыкантом, художником или актером.

Аутизм считается «детским» диагнозом, в то время как синдром Аспергера часто диагностируют в зрелом возрасте. Певица Сьюзан Бойл получила его, когда ей исполнилось 48, а Энтони Хопкинс — почти на пороге 80-летия.

Другие творческие люди с подтвержденным синдромом Аспергера — музыкант Дэвид Бирн из Talking Heads и актриса Дэрил Ханна. Некоторые обнаруживают признаки аутизма в поведении Билла Гейтса, Вуди Аллена, Тима Бёртона и других знаменитостей, хотя официального диагноза никто из них не имеет — или не готов его обнародовать.

David Barth, Apes

Еще в 2001 году Стив Сильберман, один из главных авторов, пишущих на эту тему, называл аутизм «синдромом гика».

Многие сотрудники Microsoft и других корпораций Кремниевой долины являются диагностированными аутистами. Любовь к алгоритмам и развитое абстрактное мышление — одни из типичных характеристик РАС.

В некоторых случаях аутистические черты могут способствовать успехам в сфере научного и художественного творчества. Разброс талантов среди аутистов почти так же широк, как и среди «нейротипиков» (людей, соответствующих относительной психической норме), и отнюдь не ограничивается компьютерным программированием.

В 2004 году психиатр Майкл Фитцджеральд из дублинского Тринити-колледжа опубликовал книгу «Аутизм и творчество», в которой ретроспективно диагностировал высокофункциональную форму аутизма у Исаака Ньютона, Чарлза Дарвина, Льюиса Кэрролла, Альберта Эйнштейна, Микеланджело, Людвига Витгенштейна и ряда политических деятелей.

Sam Goldstein

Многие считают аутизм современным заболеванием и называют вспышку его распространения «пандемией XXI века». Скорее всего, верно другое: аутисты были среди нас всегда. Просто мы лишь совсем недавно научились это понимать.

Проявления РАС сильно зависят от психических особенностей конкретного человека. Аутизм как бы накладывается на личностные черты и одновременно становится их важной частью. Большинство аутистов не похожи на «человека дождя» из одноименного фильма с Дастином Хоффманом.

Они не высчитают корень из трех за одну секунду, не обладают фотографической памятью или какими-то другими экстраординарными способностями (хотя савантов больше всего именно среди аутистов).

Но это и не безвольные, замкнутые существа, которые бьются головой о стену и не могут жить без постоянной помощи и надзора.

Это такие же разные люди, как мы, «нейротипики». Но в то же время они видят мир под совершенно другим углом.

Поскольку от аутизма нельзя вылечиться или умереть, его правильнее считать не болезнью, а неврологической особенностью, которая требует скорее принятия и коррекции, чем излечения. Аутизм — это особый способ человеческого существования, вызванный аномалиями в функционировании мозга и нервной системы.

Такой подход к пониманию аутизма называют парадигмой нейроразнообразия. В западных странах он постепенно вытесняет парадигму патологии, согласно которой аутистов нужно изолировать и лечить. Некоторые из особенностей аутизма могут быть крайне неприятными и болезненными и для самого человека с аутизмом, и для его близких.

Но эти же особенности при благоприятных условиях могут оказаться ценными для интеллектуальной и творческой работы.

Многие аутисты обладают высокой сенсорной чувствительностью и логико-математическими способностями, развитой памятью и невероятным умением концентрироваться на своем занятии. В 2015 году исследователи из Стерлингского университета в серии экспериментов обнаружили взаимосвязь между аутизмом и высокой креативностью.

По сравнению с нейротипичными людьми аутисты смогли придумать меньше способов применения предметов и решения задач. Но их способы оказались более креативными и необычными.

Это значит, что у большинства аутистов хуже развито так называемое дивергентное мышление, но зато они мыслят более оригинально и, по всей видимости, могут лучше сосредоточиться на задании.

Iris Grace, Rainding Cats

Социальные игры, на которые мы тратим большую часть своего времени, большинству аутистов просто неинтересны. Поэтому они могут отдаваться своим увлечениям — какими бы странными они ни были — и гораздо меньше заботятся о мнении окружающих.

Многие аутисты показывают низкие результаты в тестах на IQ и испытывают трудности в школьном обучении. Это верно даже для таких признанных гениев, как Эйнштейн, который научился читать и писать позже своих сверстников.

Но многие проблемы аутистов связаны не с их низкими ментальными способностями, а с недостатками учебных методик, негативным общественным отношением и элементарным отсутствием понимания.

Чем больше мы узнаем об аутизме, тем больше оснований снять с аутичных людей клеймо недоразвитости и остановить их дискриминацию.

Согласно международной классификации психических расстройств DSM-5, расстройство аутистического спектра определяется двумя основными характеристиками:

  • Трудности в социальной коммуникации. Трудности с установлением зрительного контакта, аномалии в жестах и языке тела (стимминг), отсутствие интереса к эмоциональной жизни других людей, неумение распознавать и выражать эмоции, неумение поддерживать близкие отношения.
  • Ограниченность, повторяемость в поведении, деятельности и интересах. Стереотипные жесты, монотонная речь, жесткое следование определенным правилам и ритуалам, узкие и фиксированные интересы, высокая перцептивная чувствительность, которая может приводить к сенсорной перегрузке — особенно среди незнакомых людей и в новом окружении.

Существует множество теорий, но причины возникновения аутизма нам до сих пор неизвестны.

У двух разных людей аутизм может проявляться совершенно по-разному. Поскольку это неврологическое отличие, а не совокупность конкретных поведенческих признаков, проявления аутизма сильно зависят от других особенностей психики человека и — в немалой степени — от его социального окружения.

Исаак Ньютон, который был патологически неспособен поддерживать светскую беседу и целиком посвящал себя научным изысканиям, возможно, демонстрировал те же признаки аутизма, что и человек, коллекционирующий изображения флюгеров или наизусть знающий транспортное расписание своего города.

В одном случае мы называем это гениальностью, в другом — «узостью интересов» и «ригидностью поведения». Разница в том, что открытия Ньютона оказались ценными и полезными для всего общества. В мире транспортных расписаний, возможно, есть свои Ньютоны и Эйнштейны, но об их существовании мы просто не никогда не узнаем.

David Barth, Vogels («Birds» in Dutch), 2008 (at age 10)

Искусство в «спектре»

Стивен Уилтшир с фотографической точностью рисует на бумаге архитектурные пейзажи. Сегодня он — один из самых известных в мире художников-аутистов. В книге «Антрополог на Марсе» Оливер Сакс одним из первых описал его творчество, сравнивая картины Уилтшира с работами других художников с РАС:

«Джесси Парк, художница, страдавшая аутизмом, рисовала лишь природные аномалии и звездное небо.

Шиохиро Ямамура, тоже аутичный художник, рисовал одних насекомых, а Джонни, также художник, страдавший тем же недугом, по свидетельству наблюдавшей за ним психолога Миры Ротенберг, одно время отдавал предпочтение электрическим лампам, а если рисовал что-то другое, животных или людей, то умудрялся составлять их фигуры из тех же электрических ламп».

Для творчества многих художников-аутистов характерна одна черта: они создают свои картины от отдельных фрагментов и частей, будто кладут кирпичи.

Это качество, по-видимому, зависит от степени проявления аутизма — для некоторых других художников с РАС оно вовсе нехарактерно.

Американская художница Кэти Миллер, к примеру, рисует необычные гиперреалистические портреты и пейзажи с яркими цветами и необычной перспективой. Диагноз «аутизм» ей поставили в 19 лет.

В интервью для журнала Marie Claire она говорит, что именно аутизм помог ей полностью сосредоточится на работе и определил многие характерные черты ее произведений.

Для многих аутистов творчество — важнейший способ коммуникации с внешним миром. Художница из Нью-Йорка Николь Аппель рисует для близких людей портреты их личности в виде предметных композиций.

Своему молодому человеку, который увлекается бейсболом, она подарила картину с детализированными изображениями бейсболистов и игровых событий. Студия, в которой она работает, находится прямо в сердце Манхэттена.

Это центр Pure Vision Arts, предназначенный для людей с аутизмом и другими ментальными особенностями. Центр также организует выставки работ аутичных художников и продажи их работ.

В России тоже существуют похожие организации, хотя появились они всего несколько лет назад. Художественные мастерские — немаловажная часть первого в России центра социальной абилитации аутистов «Антон тут рядом».

В Москве и Санкт-Петербурге уже прошло несколько выставок картин аутистов.

Nicole Appel, Oysters and Teddy Bears

Дерек Паравичини страдает не только от аутизма, но и от глубокой умственной отсталости. Это не мешает слушателям и критикам называть его одним из самых талантливых джазовых музыкантов современности.

Кстати, Моцарт по сегодняшним критериям диагностики наверняка тоже оказался бы в аутистическом спектре. Он обладал очень чувствительным слухом и повышенной возбудимостью, делал непроизвольные движения руками и ногами и не умел поддерживать светские беседы.

Его письма свидетельствуют о том, что у него была эхолалия — повторение слов и выражений собеседника, характерное для аутистов. Музыкальная одаренность вообще свойственна многим людей в «спектре».

В музыке, как и в математике, можно удовлетворить стремление аутиста к гармонии, порядку и повторяемости.

В науке и философии можно найти еще больше недиагностированных аутистов, чем в художественном творчестве.

Судя по всему, высокофункциональным аутистом был Витгенштейн. На это указывает его ранняя дислексия, одержимость речью, неумеренный перфекционизм, неумение лгать и абсолютное пренебрежение социальными конвенциями.

Многим людям с синдромом Аспергера должно быть понятно стремление Витгенштейна разработать идеальный язык, свободный от двусмысленностей и загадок, которое он реализовал в «Логико-философском трактате».

Сконцентрированность на одной теме, граничащая с одержимостью — важнейшая характеристика как гения, так и аутиста. Эта черта была очень заметна у некоторых ученых, которые редко могут думать о чем-то другом, кроме своей работы.

Сюда же относится и любовь к порядку и систематизации. Между мышлением ученого и аутиста есть много общих характеристик. Возможно, легкий аутизм в сочетании с высоким интеллектом даже способствует плодотворной научной работе.

На вопрос «как живут люди с синдромом Аспергера» один человек с этим расстройством ответил: это как если бы всех людей в мире собрали на встречу, где подробно рассказывали про эмоции и взаимоотношения, а ты в этот день был у стоматолога.

По этой причине сложно представить себе психологический роман, написанный аутистом. Но среди известных аутистов есть и писатели. Это, к примеру, Донна Уильямс, описавшая свой трудный опыт взросления и социализации в книге «Никто нигде».

Исследователи предполагают, что высокофункциональными аутистами были Эмили Дикинсон, Вирджиния Вулф, Уильям Батлер Йейтс, Герман Мелвилл и Ганс Христиан Андерсен (хотя насчет каждого из них есть некоторые сомнения).

Большинство аутистов замкнуты в достаточно узкой сфере своих интересов. Но внутри этой сферы они могут сделать невероятно много.

Даже легкая форма аутизма может стать источником сильных страданий, не говоря уже о постоянных неудобствах социального характера. Но аутизм не ограничивает творческие способности, а в некоторых случаях даже усиливает их.

Мы должны это запомнить, если хотим понять людей с этим расстройством, которых с каждым годом по всему миру становится всё больше и больше.

Источник: https://knife.media/autism/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.