Упражнения ЛФК для укрепление опорно-двигательного аппарата

Упражнения при нарушении опорно-двигательного аппарата – основные комплексы

Упражнения ЛФК для укрепление опорно-двигательного аппарата

05 ДЕК 2016

Ортопедия, Неврология

Опорно-двигательный аппарат включает более двухсот костей, около шестисот мышц, связки, сухожилия, суставы. Центром системы является позвоночник, который состоит из позвонков шеи, грудного, поясничного, крестцового, копчикового отделов.

Внутри позвонков проходит спинной мозг, для которого они служат защитным футляром. Позвоночный столб имеет изгибы, которые служат для сохранения равновесия во время движения. Защищают позвоночник от повреждений, поддерживают его в вертикальном состоянии две опоры – брюшной пресс и грудная клетка.

Активные звенья опорно-двигательного аппарата — это мышцы, кости и их соединения. Мышцы пронизаны кровеносными сосудами, сокращение мышц помогает увеличить ток крови. Снижение активности мышц приводит к застойным явлениям, происходит снижение обмена веществ.

Опорно-двигательная система служит защитой для внутренних органов, смягчает удары, толчки, участвует в кроветворении, обмене веществ, кровообращении, обеспечивает организму подвижность, выполнение движений, осанку, перемещение человеческого тела в воде, в плотной среде, по твердым поверхностям, позволяет принимать определенные позы.

Патологические изменения в локомоторной системе, вызванные заболеванием или сформировавшиеся во время внутриутробного развития, снижают качество жизни, очень часто приводят к инвалидности.

Наша команда экспертов организует медицинскую помощь по лечению таких заболеваний в лучших клиниках Израиля, Европы и США, где будет проведено современное лечение с применением новейших технологий.

Наша команда организует лечение различных заболеваний и реабилитацию в лучших клиниках России, Германии, США, Израиля, Франции. Узнайте больше, позвоните по телефону 8 (800) 777-37-25.

Причины развития нарушений и заболеваний

Гиподинамия – основная причина развития нарушений и заболеваний опорно-двигательной системы, нарушения обмена веществ, увеличения массы тела, развития заболеваний сердца, сосудов.

Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата развиваются из-за возрастных изменений. Нарушается координация, становятся слабыми мышцы, движения теряют скорость.

Эти же симптомы нарушений появляются у людей, которые мало двигаются.

Причиной нарушений в состоянии костной системы служат различные заболевания: артрит, артроз, остеопороз, остеохондроз. Костная ткань теряет прочность при низкой активности мышц.

Из-за дряблости мышц, потери прочности костей меняется осанка, грудь становится впалой, позвоночник искривляется. Все эти изменения влекут за собой нарушения в работе внутренних органов.

Низкая двигательная активность негативно влияет на суставы — развиваются воспалительные процессы, любое движение сопровождается сильной болью.

Искривление позвоночника приводит к изменению положения внутренних органов, их смещению, происходит снижение работоспособности мышц, ухудшается память из-за плохого кровоснабжения мозга, падает внимание и умственная работоспособность. Смещение органов нарушает их нормальное функционирование, снижаются адаптационные возможности всех систем организма, органов дыхания.

Нагрузка на опорно-двигательный аппарат растет, усиливается деформация позвоночника, ухудшается состояние внутренних органов. Осанка — это показатель здоровья позвоночника, её патологическое состояние является симптомом, который характеризует целую группу заболеваний.

Нарушение осанки может быть врожденным, в результате сбоев при внутриутробном развитии, генетических заболеваний или приобретенным в течение жизни.

Степени искривления позвоночника, ведущие к нарушению осанки:

  • Сутулость – увеличивается изгиб позвоночника вперед в грудном отделе, уменьшается поясничный изгиб позвоночника назад;
  • Круглая спина – изгиб грудного отдела позвоночника увеличивается, изгиб поясничного отдела отсутствует;
  • Кругловогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены;
  • Плосковогнутая спина – остается нормальным или увеличивается изгиб в области поясницы, уменьшается изгиб в области грудного отдела позвоночника;
  • Плоская спина – уменьшаются изгибы всех отделов позвоночника.

Существует ряд врожденных дефектов опорно-двигательного аппарата у детей:

  • Кривошея – заболевание костно-мышечного аппарата, наиболее часто встречается врожденная кривошея, которая развивается во внутриутробном состоянии. Может развиться из-за неправильного внутриутробного положения головки, воспалительного процесса, травмы во время осложненных родов. Кривошея часто становится причиной развития у ребенка сколиоза;
  • Плоскостопие – является последствием слабости соединительной ткани стопы, в результате слабой соединительной ткани не формируется правильный изгиб стопы. Плоскостопие у детей также развивается при недостаточной стимуляции мышц стопы;
  • Патологические изменения в работе опорно-двигательного аппарата при ДЦП, сопровождаются нарушением нервной системы, расстройством речи;
  • Врожденный вывих бедра – неправильное развитие сустава, приводит к его подвывиху или вывиху;
  • Косолапость, различные деформации стоп – врожденный дефект, может развиваться в результате повреждения связок, костей стопы, голени, паралича мышц;
  • Хондродистрофия — врожденное заболевание, поражающее костную систему.

Некоторые заболевания могут вызвать патологические изменения в работе опорно-двигательного аппарата. К ним относятся: разит, остеомиелит, туберкулез, опухоли костей, травмы конечностей, спинного, головного мозга, полиартрит, системные заболевания.

Врожденные заболевания требуют особого подхода. Некоторые дефекты можно исправить только с помощью хирургического вмешательства, другие нарушения опорно-двигательного аппарата исправить невозможно.

В этом случае помогут улучшить состояние больного физические упражнения, лечебный массаж, дыхательная гимнастика.

Для предотвращения развития тяжелых осложнений, связанных с опорно-двигательным аппаратом, для лечения уже имеющихся нарушений применяют специальные упражнения.

Упражнения при нарушении опорно-двигательного аппарата – это ряд специальных занятий, которые помогают коррекции деформаций костного аппарата, снимают излишнюю нагрузку, увеличивают подвижность позвонков, улучшают состояние мышечной системы, её выносливость, улучшают двигательную активность больного.

Упражнения при заболеваниях костно-мышечной системы помогают укрепить нервную систему, улучшить психоэмоциональное состояние больного.

Упражнения при сколиозе

С помощью лечебных упражнений при сколиозе можно добиться коррекции искривления позвоночника, баланса связок и мышц, укрепить мышцы торса, снять излишнюю нагрузку с определенных участков опорно-двигательного аппарата.

Рекомендуется проведение лечебных упражнений совмещать с массажем и плаванием. Не рекомендуются при сколиозе: вытягивание на перекладине, приседания, круговые повороты туловищем, прыжки и бег.

При появлении боли во время упражнений занятие следует прекратить.

Перед проведением упражнений проводится разминка:

• Встать, ноги поставить на ширину плеч. Совершая вдох медленно поднять руки вверх, а на выдохе руки опустить. Упражнение повторить не менее 6 раз; • Прислониться к ровной стене спиной – прислонить к стене пятки, плотно прижать ягодицы, лопатки и затылок.

Постоять и отойти от стены, сохраняя такое положение некоторое времени; • Стоять ровно, вытянуть руки вперед, на вдохе развести в стороны, переворачивая ладонями вверх. На выдохе руки вытянуть вперед. Повторить 6 раз; • Встать ровно, руки по швам.

Плечами провести несколько круговых движений вперед, затем столько же движений сделать назад; • Аккуратно поднять ногу и сгибая в колене прижать к животу, затем сделать упражнение с другой ногой. Повторить несколько раз; После разминки наступает время выполнения основных упражнений: • Лечь на спортивный коврик, выпрямиться.

В положении лежа выполнить, повторяя 10 раз, ножницы. Сначала упражнение выполняется движением ног по горизонтали, затем в вертикальном положении; • Встать на четвереньки на коврик, ноги расставить на ширину плеч. Как можно больше выгнуть спину вверх, опустить голову и ягодицы вниз.

Затем поднять голову и ягодицы вверх и аккуратно прогнуть спину вниз, насколько возможно. Упражнение повторить 5 раз; • Опуститься на четвереньки, ладонями на пол. Сесть ягодицами на пятки ног, вытягиваясь при этом вперед, немного развернуться и вытянуться вправо, влево. Упражнение повторить 5 раз; • Встать, ноги поставить на ширину плеч.

Руки вытянуть по швам. Медленно сводить лопатки, руки должны быть параллельны корпусу тела. Сдвигая и раздвигая лопатки, использовать только мышцы грудного отдела и плеч. Повторить 10 раз; • На коврик положить твердый валик или подушку. Лечь животом на валик, завести руки за спину и сомкнуть пальцы рук.

Медленно поднимать плечи и ноги вверх, насколько возможно. Стараться не нагружать позвоночник, весь упор делать на нижнюю часть тела. Повторять не менее 10 раз; • Лечь на коврик спиной вниз, руки развести в разные стороны, колени согнуть.

Опускать согнутые колени сначала вправо, затем влево, при этом голову поворачивать в противоположную сторону, руки остаются разведенными. Выполнить 7 раз; • Встать на четвереньки. Вытянуть параллельно полу правую ногу, левую руку вперед, соблюдать параллельность полу. Повторить упражнение с другой рукой и ногой.

Выполнить упражнение 10 раз; • Расположиться боком на полу на стороне искривления. Положить в область талии валик. Согнуть ногу, находящуюся сверху, выпрямить ногу, находящуюся снизу. Согнуть и положить под шею нижнюю руку, верхнюю руку завести за голову, локоть держать параллельно полу. Через несколько секунд можно расслабиться. Повторить 5 раз;

• Сесть на стул, развести ступни ног на ширину плеч. Опираясь на пятки, разводить переднюю часть стоп в разные стороны насколько возможно. Затем, разворачивая ступни, свести носки стоп к друг другу. Повторить 10 раз.

Упражнения при плоскостопии

Стопа – это важный элемент опорно-двигательного аппарата. Она помогает равномерно распределять нагрузку на всю опорно-двигательную систему. Её деформация приводит к развитию патологических процессов в суставах, повышается нагрузка на позвоночник, сухожилия, нарушается кровообращение.

Плоскостопие вызывает изменение осанки, деформацию нижней конечности, является одной из причин развития нарушений в работе внутренних органов. Вылечить плоскостопие нельзя, но с помощью упражнений, массажа и применения специальных ортопедических стелек можно избежать развития осложнений.

Комплекс лечебных упражнений в положении стоя:

  • Поочередно ходить на носках, на пятках, заканчивается упражнение хождением на боковой, внутренней стороне ступней, не менее 5 минут;
  • Стоя перекатываться с пятки на стопу и опять на пятку. Выполнить 30 раз;
  • Вращать по очереди ступни по часовой стрелке, затем против нее. Упражнение для каждой ступни выполнить 10 раз;
  • Пальцы ног согнуть и разогнуть 10 раз;
  • Встать на внутреннюю часть стопы на 10 секунд;
  • Пальцами ног рисовать на полу фигуры.

Для исправления поперечного уплощения проводят упражнения, сидя на стуле:

  • Сесть на стул, поставить ноги вместе. Поднимать пятку вверх 10 раз на правой ноге, затем на левой ноге, затем поднимать пятки обеих ног 10 раз;
  • Сидя на стуле, попробуйте перекладывать предметы с места на место с помощью ступней ног;
  • На пол перед собой положить мяч, ступнями ног катать его вперед и назад;
  • Взять с помощью ступней карандаш и попытаться рисовать фигуры на листке бумаги. Сначала правой ступней, затем левой;
  • С помощью пяток выполняйте движения, имитирующие сгребание чего-либо от внешней стороны к внутренней, носки ступней должны быть сведены.

Упражнения, которые выполняют при плоско-поперечном своде:

  • Сидя на полу, согните колени. Медленно опускайте их, слегка надавливая, соединив пятки вместе;
  • Прижмите пятки к друг другу, постарайтесь завести носок правой ноги под стопу левой ноги, не раздвигая пятки. Повторить с другой ногой те же действия. Провести упражнение 16 раз;
  • Лежа на полу, стучите внутренней поверхностью ступни об пол.

Упражнения при плоской вальгусной деформации:

  • Положите на пол гимнастическую палку, пройдитесь по ней как по канату левой ногой, затем правой, затем обеими ногами;
  • Положите палку перпендикулярно к боковой части стоп, в течение десяти минут ходить от одного края к другому, палка должны приходиться на середину стопы;
  • На носках стоп пройти вперед, затем назад.

Перед началом гимнастических упражнений обязательно следует делать разминку, перед занятиями с гимнастическим снарядом рекомендуется принять теплую ванну с добавлением морской соли.

Источник: https://mednavi.ru/uprazhneniya-pri-narushenii-oporno-dvigatelnogo-appara/

Упражнения для укрепления спины у детей: техника выполнения и противопоказания

Упражнения ЛФК для укрепление опорно-двигательного аппарата

Здоровый позвоночник для человека любого возраста, и особенно ребенка, является одним из главных условий нормального развития.

Практически каждый день любой школьник проводит в сидячем положении от 3 до 7 часов.

Кроме того, ему нужно ежедневно носить тяжелый рюкзак или сумку на плече. Подобные факторы являются остро негативными для формирования мышечного корсета развивающегося организма.

В случае нарушений этого процесса, у ребенка начинает развиваться сколиоз или иные патологии позвоночного столба, которые приведут к значительным осложнениям со здоровьем в более зрелом возрасте.

Кроме того, дети, имеющие неправильную осанку, часто страдают от простуд, бронхита, гастрита и запоров. Тем не менее, если вовремя предпринять необходимые меры, можно избежать подобных проблем. Для этого потребуется проведение регулярных мероприятий, таких как лечебная физкультура, специальные упражнения которой помогут укрепить мышцы спины и брюшного пресса.

Польза ЛФК для опорно-двигательного аппарата детей

Процесс формирования костно-мышечного корсета позвоночника в первую очередь определяется состоянием всей мышечной системы ребенка, задача которой сводится к эффективному поддержанию позвоночного столба в естественном природном положении.

Систематические занятия лечебной физкультурой помогают закалить детский организм, развивая его мышцы, укрепление которых позволит удерживать позвоночник в физиологически правильном положении.

Польза от занятий лечебной физкультурой для ребенка проявляется в следующем:

  • общеоздоравливающем и общеукрепляющем действии, нормализации деятельности всех систем организма, повышении иммунитета, стабилизации работы нервной системы;
  • активизация обменных процессов;
  • совершенствование двигательных навыков и координации движение, увеличение общей физической выносливости;
  • укрепление мускулатуры спины, пресса, торса (мышечного корсета), мышц рук, ног и шеи в целом;
  • устранение дисбаланса, возникающего при не достаточно равномерном, а также недостаточном формировании и растяжении связок и мышц;
  • снятие повышенной нагрузки на позвоночный столб;
  • исправление осанки, профилактика искривлений (сколиоз, кифоз, лордоз).

ЛФК очень важна для детей, так как укрепляет глубокие мышцы спины, а это профилактика искривления позвоночника

Занятия лечебной физкультурой с самого раннего возраста потребуют от родителей терпения и настойчивости, но из значимость невозможно переоценить в отношении профилактики проблем со спиной, которые неизбежно появляются у ребенка в период обучения в школе.

Показания к занятиям ЛФК

Если привычка выполнять комплекс специальных физических упражнений для укрепления спины не была привита ребенку с детства, то в школьные годы по причине резкого увеличения нагрузки на позвоночник, при внимательном наблюдении за поведением школьника, родители могут заметить ряд признаков, свидетельствующих о необходимости проведения профилактики.

К числу признаков начинающихся проблем с развитием позвоночника относятся:

  • быстрая утомляемость;
  • неуколюжесть и неловкость движений;
  • отказ ребенка играть в подвижные игры;
  • жалобы на головные боли и болезненность на уровне шеи;
  • боли в конечностях, появляющиеся после прогулок;
  • сидячая поза с упором на руки;
  • затруднения во время длительного пребывания в одном положении;
  • характерный хруст суставов, раздающийся во время движений.

Родителям, заметившим хотя бы один или сразу несколько из названных симптомов, следует как можно быстрее обратиться к специалисту. Только врач может правильно подобрать медикаменты и назначить процедуры, необходимые для коррекции появившихся нарушений осанки.

Кроме того упражнения для укрепления позвоночника назначают детям при имеющихся следующих показаниях:

  • общая задержка развития;
  • сколиоз;
  • рахит;
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • смещение позвоночных дисков;
  • плоскостопие;
  • косолапость;
  • кривизна шеи.

Упражнения для укрепления спины у детей

В зависимости от возраста ребенка, его эмоционального состояния и иных физиологических показателей, врач определяет продолжительность занятий лечебной физкультурой, направленной на укрепление позвоночного столба.

В среднем длительность выполнения упражнений определяется следующим образом:

  1. грудничкам до полугода будут полезны упражнения, выполняемые от 10 до 20 минут в день;
  2. малышам от 6 до 12 месяцев принесет пользу ежедневная тридцати минутная гимнастика;
  3. дети от года до трех лет могут заниматься физическими упражнениями до 30-40 минут ежедневно.

Грудничкам нужно прививать физическую активность постепенно, ведь их позвоночный столб еще не сформирован до конца

Лучше всего, чтобы первое занятие было проведено профессиональным массажистом, которые сможет показать родителям правильную технику выполнения.

Лечебно-укрепляющая гимнастика для мышц спины должна проводиться с определенной частотой. Начинать занятия следует с 3 раз в неделю. При положительной реакции ребенка на нагрузки, их частоту можно довести до ежедневных тренировок.

С точки зрения техники выполнения, важно помнить, что любая тренировка должна начинаться с разминки. За ней должен следовать основной комплекс упражнений, обязательно включающих легкую растяжку. В процессе занятий нужно избегать однотипных упражнений.

Также следует исключить упражнения, которые вызывают у ребенка боли и неприятные ощущения. Занятия лечебной физкультурой, как и занятия любым другим видом спорта, наиболее благоприятны при проведении за 50-60 минут до или после приема пищи.

Во время занятий физкультурой в лечебных целях достичь максимальной пользы и снизить риск получения травм, предотвратить появление побочных эффектов поможет ряд несложных, но обязательных к выполнению правил:

  1. Комплекс специальных упражнений должен быть разработан лечащим врачом строго по индивидуальным показателям на основании предварительной диагностики. Данные специалистом рекомендации относительно техники выполнения упражнений, нужно строго соблюдать. Во время занятий лечебной физкультурой внимательно следить за осанкой ребенка, при этом положении спины должно быть максимально приближено к физиологическому положению.
  2. Занятия лечебной физкультурой должны проводиться в кабинете, имеющем специальное оборудование. Это может быть как поликлиника, так и домашние условия. Важно, чтобы ребенок всегда выполнял упражнения под присмотром взрослых.
  3. В начале регулярных занятий лечебной физкультурой ребенок вместе с одним или обоими родителями должны пройти обучение в соответствующем кабинете поликлиники.
  4. Каждое занятие необходимо начинать с массажа и разминки.
  5. Все упражнение нужно выполнять в небыстром темпе, исключая резки движения, прыжки или рывки. Не допустимо включение элементов акробатики.
  6. Важным правилом является противопоказание повышенной физической нагрузки с использованием отягощений, включая штанги, гири, гантели, при имеющихся нарушениях осанки.
  7. В процессе занятий должны быть исключены ощущения любой, даже малейшей боли.
  8. Специальные вращательные упражнения или вытягивание позвоночного столба также не рекомендованы для тренировок. Допустимо исключительно пассивное вытягивание, при котором под ногами обязательно присутствует опора.
  9. Увеличение нагрузок должно происходить медленно и постепенно, от простых к сложным элементам, избегая форсирования.
  10. При составлении комплекса упражнений должно быть предусмотрено чередование нагрузки для разных групп мышц, включение дыхательной гимнастики после физической тренировки.

: “Как укрепить мышцы спины у ребенка на гимнастическом мяче?”

Подготовка и разогрев

Начало упражнений лечебной физкультуры должно включать следующие действия:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминание мышц;
  • вибрации.

При этом нужно особое внимание уделить подготовке ребенка к процедуре.

Самочувствие ребенка должно быть хорошим, настроение нормальное, уравновешенное, он должен чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. До начала тренировки помещение нужно хорошо проветрить. Наиболее оптимальной для занятий является температура 18-22 градуса.

Детям до начала упражнений обычно хорошо помогает разогрев мышц при помощи массажа или принятие теплого душа. Занятия необходимо проводить регулярно в одни и те же часы. При проведении тренировки стоит включать негромкую музыку, которая поможет ребенку расслабиться и настроиться на работу.

В качестве упражнений разминки подойдут следующие:

  • вдох воздуха животом через рот с последующей задержкой дыхания на несколько секунд и последующий выдох через нос;
  • вращательные движения плечами вместе и поочередно;
  • наклоны головы в разные стороны;
  • махи руками;
  • наклоны туловища в разные стороны из положения «руки в замке»;
  • вращения бедрами;
  • наклоны вниз, стараясь при этом коснуться руками кончиком пальцев ног;
  • ходьба на месте с высоким подъемом коленей;
  • бег на месте;
  • глубокий вдох и полный выдох.

Основные упражнения

Базовые общеукрепляющие упражнения. Ниже приведены еще несколько упражнений для укрепления мышечного корсета

К основным упражнениям лечебной физкультуры обычно относят следующие:

  1. Езда на велосипеде. Из положения лежа на спине ноги делают в воздухе круговые движения с воображаемыми педалями.
  2. Ножницы. Махи прямыми ногами в горизонтальном направлении с перекрещиванием.
  3. Колобок. Подтягивание согнутых ног в коленях, обхватывание их руками и катание на спине по удобной траектории.
  4. Мост над дорогой. Это упражнение выполняется из положения лежа на спине, при этом ноги должны быть согнуты в коленях, а ступни опираться на пол, руки остаются вдоль туловища. Нужно оторвать от пола таз и стараться прогнуться, поднимая так как можно выше. В этом положении следует задержаться на 5 секунд, после чего вернуться в исходную позу.
  5. Акробат. Выполняется из положения лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Необходимо поднять прямые ноги, стараясь коснуться пола за головой носками.
  6. Котенок. Прогибы спины вниз и вверх из положения стоя на четвереньках.
  7. Корзина ягод. Лежа на животе, ребенок обхватывает обеими руками лодыжки ног и старается подтянуться как можно выше до положения, похожего на объемную корзину.
  8. Пловец. Из положения лежа на животе совершаются махи прямыми руками и ногами в воздухе с имитацией движений пловца.
  9. Лодочка. Лежа на животе, ребенок должен постараться оторвать руки и ноги от пола и замереть в воздухе, оставаясь в этом положении как можно дольше.

: “Упражнения для укрепления мышц спины”

Завершение

Уделите внимание завершающим этапам гимнастикиЗаключительными упражнениями лечебной физкультуры обязательно должны быть действия, способствующие восстановлению дыхания и пульса, расслаблению всех мышц.

Для могут быть рекомендованы различные встряхивания, вращательные и поглаживающие движения, похлопывания.

Крайне нежелательно отвлечься от тренировки в самом ее разгаре, перейдя к повседневным делам, по причине высокого уровня риска травмирования разогретых мышц.

В конце тренировки полезно замедлить ее темп, что позволит телу ощутить завершение комплекса.

При этом останется ощущение сил и бодрости.

Также полезно в конце перейти к водным процедурам.

Противопоказания к занятию ЛФК у детей

Выполнение лечебной физкультуры, как и любых других спортивных упражнений, крайне не рекомендовано при плохом самочувствие, жалобах на лихорадку или остром протекании какой-либо патологии.

Противопоказаниями для занятий также являются любые нарушения сердечного ритма, недостаточность дыхания. Выполнение упражнений запрещено при имеющихся злокачественных патологиях, острых формах рахита и туберкулеза, гепатита, воспаления в суставах, костях и мягких тканях.

При появлении любого из перечисленных недугов тренировки должны быть отменены до периода полного выздоровления ребенка.

Заключение

По мнению врачей, спина служит зеркалом здоровья человеческого организма в целом. По этой причине забота о правильной осанке должна начинаться с самого раннего возраста.

Занятий лечебной физкультурой принесут пользу любому ребенку, помогая укрепить его костно-мышечный корсет, позволяющий сохранять позвоночник в естественном физиологическом положении, предупреждая его искривления в период школьного возраста, травмирование и иные неблагоприятные изменения.

Определить необходимость начала регулярных занятий лечебной физкультурой можно по ряду показателей, к которым относится быстрая утомляемость ребенка, жалобы на боли в области шеи, головы, появление признаков неправильной осанки, частые простудные заболевания.

Важно, чтобы комплекс лечебных упражнений был прописан врачом на основании диагностики и по индивидуальным показателям.

При выполнении упражнений следует придерживаться правил и техники, рекомендованных врачом.

Тренировки всегда следует начинать с разогрева, а заканчивать замедлением темпа.

Занятия лечебной физкультурой запрещены при любых заболеваниях детского организма, в особенности при плохом самочувствии, нарушениях сердечного ритма, недостаточности дыхания.

Даже если занятия лечебной физкультурой проводятся дома, необходимо время от времени показываться врачу и прислушиваться к его рекомендациям.

Источник: https://SpinaTitana.com/profilaktika/byt/uprazhneniya-dlya-ukrepleniya-spiny-u-detej.html

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Упражнения ЛФК для укрепление опорно-двигательного аппарата

Министерство РФ по связи и информатизации

Реферат

На тему:

«Составление комплексов упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата»

Выполнил: студент группы С-08 ХХХ

Проверил: Войтенко Л. Д.

Новосибирск 2003

1.

3 стр.

2.

Что такое опорно-двигательный аппарат?

4 стр.

3.

В чём причины заболевания?

6 стр.

4.

Что делать?

7 стр.

5.

Список использованной литературы

11 стр.

В данном реферате я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Будут приведены примеры выполнения упражнений на сохранение здоровья, крепости суставов, силы мышц.

  1. Что такое опорно-двигательный аппарат?

«Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции.

Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну.

Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.

Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической.

Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия.

Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).

Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы.

В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию.

Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга.

В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организм факторами окружающей среды.

Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом. Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия.

Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях. На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы.

Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.» [1, 103]

  1. В чём причины заболевания?

Основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности – гиподинамия.

Она возникает «в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д.

Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.» [1, 103]

«У пожилых людей под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата уменьшаются объём и быстрота движений, нарушается координация сложных и тонких движений, ослабляется тонус мышц, возникает некоторая скованность. Всё это обычно проявляется раньше и в более выраженной форме у тех, кто ведёт сидячий образ жизни.» [1, 103]

«Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов.» [2, 144]

«Отсутствие достаточной двигательной активности в режиме дня приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.» [2, 144-145]

«Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

функция суставов – осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.» [2, 144]

«При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.

Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волокон всех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они могли бы развить силу в 25 000 кгм.» [2, 145]

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она «применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика – основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.

Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, – для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного – пассивные и активные.

Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными – упражнения , выполняемые полностью самим больным.

» [1, 228]

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

  • «исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

  • исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

  • исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

  • исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

  • исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

  • исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

  • исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

  • исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

  • исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

  • исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.» [3, 11]

«Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.).

Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах.

Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами.

Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др.

После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус.

Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.» [3, 7-8]

«Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается. Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.

  • исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх – назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.

  • исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – лёжа на полу на животе пред гимнастической стенкой. 1 – 2. Перебирая руками рейки снизу вверх, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.» [3, 10-11]

  1. «Домашняя медицинская энциклопедия», главный редактор Покровский В. И., Москва: «Медицина», 1993 год.

  2. «Физическое воспитание», учебник, редакторы Головин В. А., Маслякова В. А., Коробкова А. В. и др., Москва: «Высшая школа», 1983 год.

  3. «Группы здоровья», 2-ое издание, Рубцов А. Т., Москва: «Физкультура и спорт», 1984 год.

Источник: https://doc4web.ru/fizkultura/sostavlenie-kompleksov-uprazhneniy-pri-zabolevaniyah-opornodviga.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.