Валеология – медицина или нет?

Содержание

Валеолог

Валеология – медицина или нет?

Доктор, который даст полезные советы по укреплению и сохранению здоровья человека:

  • жизнь в гармонии со своими близкими и родными, с собой и окружающим миром;
  • сохранить на длительное время привлекательную внешность, стройную фигуру и творческий задор;
  • благополучно противостоять ОРВИ и ОРЗ, эпидемиям гриппа, а также сторониться хронических заболеваний.

Что входит в компетенцию доктора Валеологa?

Валеолог — это специалист, который имеет   в первую очередь медицинское образование, в полномочии которого вопросы по закаливанию, о питании, о том, как найти выход из неприятно сложившейся ситуации, как увеличить свои физические, а также   психические силы.

Валеолог также может дать советы оздоровлению организма в целом:

  • по вопросу лечения дорогими камнями (литотерапия);
  • питание по группе крови;
  • питание по сезонам;
  • противораковое питание;
  • как питаться чтобы не было меланхолии, плохого настроения, раздражительности;
  • как восстановить и поднять свою иммунную систему;
  • что делать чтобы не было распространенного заболевания — остеопороза;
  • комплекс действий для появления на свет здоровые и главное счастливые дети.

Валеолог даст рекомендации , что правильнее есть, чтобы организм был здоров, как одеться, чтобы улучшить себе состояние, какое украшение сделать подарком, чтобы человеку было не только приятно, но и главное — полезно.

Какими болезнями занимается валеолог?

Валеологи решают большое количество проблем:

  • Философские и теоретические вопросы здоровья;
  • Проблемы оценки результативности оздоровительных мероприятий и диагностики здоровья;
  • Методы и стратегии развития здоровья;
  • Здоровье молодежи и физическое воспитание;
  • Двигательная активность — залог физической реабилитации и здоровья;
  • Вопросы валеологического просвещения;
  • Здоровье и образ жизни;
  • Характеристика демографической ситуации здоровья населения.

Когда нужно обращаться к врачу Валеологу?

Существуют такие болезни (заражение мочевыводящих путей, эндокринные заболевания, онкологические недуги и так далее), которые долгое время могут усиливаться, жалобы могут и вовсе не давать о себе знать или проявляясь лишь общими нетипичными симптомами — увеличенною утомляемостью, общем бессилием — на которые люди, зачастую, не обращают особого внимания на это совсем.

Когда люди чувствуют себя полностью здоровыми, то не нужно проводить исследования, достаточно будет изредка сдавать анализы мочи и крови, женщинам в свою очередь проходить — гинеколога, а мужчинам — уролога, посещать стоматолога и других врачей.

Когда же самочувствие не совсем хорошее, то нужно обязательно обратиться к доктору, чтобы он осмотрел и назначил лечение.

Вот некоторые симптомы:

Какие и когда анализы необходимо сдавать?

  • в первую очередь, нужно сделать общее исследование, как мочи так и крови;
  • исследование крови на гормоны и гепатиты;
  • если человеку больше тридцати лет — биохимический анализ крови;
  • исследование на «антиген простаты» нужен мужчинам, которые старше 45 лет;
  • также микроэлементный анализ ногтей и волос;
  • иследовать инфекционные агенты (вирусы и/или бактерии) по мазку и крови.

Какие главные виды диагностики зачастую проводит Валеолог?

  • Электрокардиограмма;
  • диагностирование клеточного метаболизма (ДКМ);
  • общая традиционная электропунктурная диагностика по методу Р.Фолля;
  • УЗИ молочных желез — тридцателетним женщинам и тем кто старше;
  • ультразвуковое осматривание органов брюшной полости;
  • рентген или флюорография грудной клетки.

Полезные советы врача Валеолога

Роль сна в поддержании психического здоровья.

В ходе общих наблюдений было отмечено, что 60-летним людям, которые в таком возросте страдают разнообразными болезнями, весьма часто, спят не больше 7 часов за сутки. А вот люди, которые менее страдают заболеваниями, спять намного больше чем 8 часов в сутки.

У людей пожилого возроста, сон которых по времени возростает, явно видно и улучшение самочувствия, настроения и взглядов на жизнь.

Некоторые данные говорят про то, что у долгожителей Кавказа, длительность сна двигается в сутки от 9 до 16-17 часов. Долгожители спят около 11-13 часов. По мере старения пожилых людей, стоит заметить, длительность сна должна возрастать.

Человек на протяжение двух недель погибает, если теряет сон. Отсутствие сна причиняет человеку неодолимую жажду во сне.

В течение 60-80 часового недостатка сна у человека явно замечается уменьшение быстроты психических реакций, возникает дезориентация в окружающей среде, ухудшается настроение, происходит мгновенная утомляемость при умственной работе.

У человека исчезает умение сосредотачивать свое внимание, могут появляться разнообразные расстройства мелкой моторики, вероятны и галлюцинации, бывает и сбивчивость речи, резкая потеря памяти. Могут происходить психопатии и иные расстройства психики при более долговременном лишении сна.

При долгой бессоннице изменения вегетативных функций очень небольшие, наблюдается только невеликое снижение температуры тела и незаметные приостановки пульса.

Существует несколько научно доказанных случаев, в которых встречается долгое отсутствие сна, которые, одинаково с понятиями летаргического сна и лунатизма до нашего времени необъяснимы. Зачастую все события происходят через сильные психические потрясения.

Больше всего к симптомам сна зачисляют остановку связи с окружающей средой за счет «выключения» невербальной сферы и снижение активности нервной системы. Во сне возрастают границы всех видов чувствительности (слух, зрение, обоняние, вкус и осязание).

О глубине сна можно говорить по величине порога.

Во время сна, рефлекторная функция сильно ослаблена. Безусловные рефлексы резко сниженные, а условные заторможены.

В период, когда сон нормальный периодический, могут сохраняться определенные виды корковой деятельности и воздействия на некоторые раздражители. Так к примеру, мать, которая спит всегда слышит звуки движений заболевшего ребенка. Такое событие называется частичное бодрствование.

Во сне, большое количество мышц находится в расслабленном положение, причем человек умеет долгое время сохранять конкретную позу тела. Таким образом, тонус мышц, которые закрывают веки, повышен. Соответственно, в момент погрежения в сон ритмы дыхания и сердца становяться меньше, замедляются и делаются равномерными.

Медленноволновой сон приводит к тому, что уменьшаются вегетативные реакции — сужаются зрачки, увеличивается потоотделение, уменьшается активность дыхательной, сердечнососудистой, выделительной и пищеварительной систем, снижается частота дыхания, а это вызывает ограничение объема кислорода, который поступает в кровь и сильно медленному устранению углекислого газа, т.е. снижается интенсивность легочного газообмена. Вот поэтому ночью уменьшается скорость кровотока и частота сердечных сокращений.

Стоит упомянуть и о том, что, хотя в целом во сне уменьшается уровень обмена веществ, в тоже время усиливаются процессы возобновление работоспособности всех клеток организма, усиленно идет их размножение, случается замена белков.

В период парадоксального сна в противоположность этому возникает «вегетативная буря». Дыхание делается неритмичным, менее регулярным, меняясь по глубине. Вероятна и остановка дыхания, к примеру в ночном кошмаре.

У человека на протяжение всей ночи более активно растут ногти и волосы. Во время сна у человека уменьшается температура тела.

Похожие суточные изменения температуры — уменьшается ночью и увеличивается днем — замечается также и в отсутствии сна или при ночном бодрствовании и дневном сне.

Источник: https://nmedicine.net/valeolog/

Валеология – это наука о здоровье. Валеология как наука: ее цели и содержание

Валеология – медицина или нет?

С давних времен человек понимал, что самое важное в жизни каждого разумного существа – здоровье. Без него не нужны будут ни богатства, ни почести, ни слава. Именно поэтому профессия врача – одна из самых древних, уважаемых и востребованных в истории человеческой цивилизации.

Науки о здоровье человека

Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.

Относительно молодые науки о здоровье:

  • гигиена;
  • валеология;
  • космическая медицина;
  • сексология.

Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:

  • медицина;
  • философия;
  • социология;
  • биология;
  • психология;
  • культурология.

Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология – это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.

Так что же это за наука такая – валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: “valeo” или “valere” – быть здоровым, и общеизвестного “logos” – учение, изучать.

Вот и получается, что валеология – это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое). Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Что изучает наука валеология? Главным предметом и объектом ее изучения являются:

  • физические и генетические механизмы здоровья, заложенные в каждом организме;
  • человек комплексно, включая все составляющие его компоненты, оказывающие влияние на состояние любого вида и типа здоровья.

Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.

То есть сделать так, чтобы каждый человек сам осознал важность своего состояния и стремился сохранять его нормальное положение и укреплять и поддерживать естественные иммунозащитные свойства организма без применения лекарственных средств. Грубо говоря, осуществлять профилактику заболеваний, осознанную и целенаправленную.

Цели этой науки

Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:

  1. Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).
  2. Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
  3. Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.

Данные цели автоматически влекут за собой решение следующих задач валеологии.

Задачи валеологии

Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи:

  • исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
  • оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям;
  • стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.

Если науке удастся решить все перечисленные задачи, то человечество перейдет на совершенно новый уровень в плане сохранения здоровья. Сократится число заболеваний любого плана и характера, повысится общенародный уровень мозговой и физической активности, сократится число патологий при рождении потомства, меньше станет инвалидов и неизлечимых больных.

Методы валеологии

Валеология – это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?

  1. Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
  2. Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель – в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
  3. Эксперимент (чаще всего педагогический). Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
  4. Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
  5. Математические методы. Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
  6. Комплексный анализ идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).

Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых.

Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался “модой на здоровье”. То есть теперь вести ЗОЖ – это актуально, модно, молодежно и здорово.

Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.

Где и когда изучается валеология?

Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием “Здравствуй, наука валеология!”

При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука.

Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.

Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.

Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.

Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни. Валеология – наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение.

Межпредметные связи

Мы уже упоминали, что валеология – наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.

  1. Физическая культура и спорт.
  2. Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
  3. Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
  4. Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
  5. Экономика.
  6. Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
  7. История.
  8. Политология.
  9. Право.

Очевидно, что валеология – очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.

Роль данной науки в школе

Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют. Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология – наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.

Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.

Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям.

При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.

Обобщение

Итак, подведем итог. Валеология – это наука о ЗОЖ, о комплексных мерах, которые необходимо применять для сохранения собственного здоровья, его укрепления и профилактики заболеваний.

Это своего рода раздел медицинской науки, направленный на формирование сознания у людей относительно значимости собственного и общечеловеческого здоровья. Данная наука имеет свои задачи и цели, методы исследования, которые помогают ей добиваться положительных результатов.

Источник: http://fb.ru/article/164508/valeologiya---eto-nauka-o-zdorove-valeologiya-kak-nauka-ee-tseli-i-soderjanie

Валеология как наука о здоровом образе жизни

Валеология – медицина или нет?

Современный квалифицированный преподаватель должен иметь валеологическое образование, фундаментом которого являются принципы гуманности, прогнозирования, целостности, научной обоснованности и постоянства.

Основой валеологической культуры педагогов служит наука валеология

Валеология (от латинского «valeo» – «быть здоровым») – молодая интегративная наука, постигающая средства и закономерности, направленные на формирование, восстановление и укрепление здоровья каждого человека с использованием разнообразных оздоравливающих методик и технологий.

Формирование здоровья подразумевает комплекс действий, направленных на оптимизацию рождаемости, роста и воспитания подростков.

Восстановление здоровья предусматривает следование правилам здорового образа жизни (в валеологическом аспекте), а также меры, направленные на возврат утерянного здоровья (оздоровление) и сохранение его на прежнем уровне.

Укрепление здоровья включает его преумножение с помощью оздоровительных процедур и тренировок.

Всемирной организацией здравоохранения здоровье определено, как достижение состояния абсолютного морального, физического и социального благополучия, а не только устранение болезней и отсутствие физических недостатков, это особенно важно, особенно когда валеология применяется в детских садах и школах, на этапе становления детей как цельных личностей.

В концепции валеологии здоровье представляет собой умение человеческого организма сохранять свою работоспособность в изменяющихся условиях окружающей среды.

Это своего рода эталон, которого необходимо достичь.

Таким образом, валеология включает в себя теоретические и практические инструменты управления всеми аспектами здоровья человека – физическое, психологическое и духовное состояние, его место в обществе.

Валеология подразделяется на общую и отраслевую

Задачей общей валеологии является формирование обобщенных научно обоснованных законов образа жизни здорового человека.

Отраслевая валеология изучает здоровье в контексте с другими науками. Существует психологическая, медицинская, семейная, педагогическая, спортивная валеология и т. д.

Как и любая отрасль науки, валеология имеет свой предмет, объект для изучения, методы, методологические основы, цели и задачи.

Предметом науки валеологии является индивидуальное здоровье человека, резервы здоровья, функции его организма и возможности их регулирования и коррекции.

Объектом валеологии выступает здоровый во всех аспектах человек и человек, находящийся на стадии предболезни.

Предболезнь – риск ухудшения здоровья вследствие патологических процессов, протекающих независимо от действия внешних факторов, в результате сокращения резервов здоровья.

Среди методов, применяемых валеологией – статистические, логические приемы и метода, комбинаторика.

Благодаря валеологическим методикам и технологиям существует возможность своевременно обнаружить людей, нуждающихся в укреплении здоровья.

Применив методы оздоровления, происходит выведение их из стадии предболезни. Таким образом, валеологические технологии служат фундаментом первичной профилактики заболеваемости.

Кроме того, валеологические технологии применимы и к уже заболевшему человеку. В этом случае проявляется аспект вторичной валеологической профилактики болезни. Непосредственное применение приемов оздоровления ведет к увеличению резервов здоровья, возобновлению функций саморегуляции и самовоспроизводства, предупреждению последствий болезни и ее распространения по организму.

Методологические основы валеологии построены на таких принципах:

  1. Здоровье понимается как независимая социально-медицинская категория, которую можно описать качественно и количественно. Задачей валеологии является формировать, сохранять и укреплять здоровье.

  2. Переходу из стадии здоровья в стадию предболезни предшествует определенное состояние. При этом здоровье – более обширная категория, в то время как болезнь и предболезнь – довольно узкие понятия.

Болезнь и предболезнь – состояние здоровья, при котором его резервы снижаются или появляются некоторые нарушения или повреждения.

  1. Подход к рассмотрению человеческого здоровья в валеологии интегративный, системный, применяемые в ней методы носят не медицинский, а по большей части природный характер.

Таким образом, главной целью валеологии как науки становится оздоровление человеческого организму путем привлечения людей к здоровому образу жизни.

Перед валеологией стоят задачи: укреплять здоровье, благоприятствовать улучшению уровня жизни индивида, способствовать его адаптации в обществе, исследовать закономерности формирования и сохранения индивидуального здоровья.

Многие сравнивают валеологию с гигиеной. Несомненно, общее у них есть, но все-таки это две разные науки. Предметом валеологии выступает здоровье индивида, функции его организма и возможность воздействовать на них.

А предмет гигиены – изучение взаимосвязи между внешними факторами (природными и социальными) и здоровьем человека. Объектом валеологии выступает здоровый человек и человек в «третьем состоянии» (предболезни). Объект гигиены – внешние факторы и человек.

Таким образом, гигиена идет от внешней среды к человеку, а валеология, наоборот, от человека – к среде.

Хотя стоит заметить, что последние исследования гигиенистов построены на несвойственном им инверсионном подходе – от оценки здоровья они перешли к оценке обуславливающих его факторов.

Бытует ошибочное мнение, что валеология – это наука о ведении здорового образа жизни. Но образ жизни – это широкая социальная группа, которая включает не только отсутствие вредных привычек и занятия спортом, а и финансовую состоятельность, профессию, уровень образования, степень культуры человека и многое другое. Изучение влияния образа жизни на здоровье – предмет социальной гигиены.

А валеология лишь вырабатывает принципы образа жизни, благодаря следованию которым происходит формирование, восстановление и укрепление здоровья.

Молодая наука валеология сейчас находится еще в стадии становления. Фундаментом для ее развития стали: экология, биология, анатомия, психология, социология, физическое воспитание, педагогика, гигиена, безопасность жизнедеятельности человека.

Необходимость валеологических знаний обусловлена тем, что при их отсутствии человек может неправильно понимать свое здоровье и кидаться из одной крайности в другую – укреплять его с пугающим фанатизмом или забросить формирование и укрепление здоровья из-за страха навредить себе.

Отсутствие знаний в области валеологии порождает множество домыслов и мифов касательно некоторых заболеваний, например:

  1. Церковный миф – все болезни даны мне за мои грехи.
  2. Психогенетический миф – все мои психические болезни достались мне по наследству.
  3. Биоэнергетический миф – я болею оттого, что «энергетические вампиры» вытягивают мои жизненные силы.
  4. Психоаналитический миф – все болезни из-за того, что мои отношения с родителями сложились неудачно.
  5. Кармический миф: болезни сейчас – это кара за грехи в прошлой жизни или грехи моих предков.
  6. Социоцентрический миф – я заболел потому, что выполнил свое предназначение на Земле и перестал быть нужным.
  7. Астрологический миф – я заболел, потому что так «расположились звезды».

Подобных мифов множество. А благодаря валеологии подрастающее поколение может правильно сформировать свое представление о здоровье, ценить его и относится к подобным домыслам скептически.

Формирование здоровья – категория, в которой нет места предположениям и догадкам, это серьезная проблема современного общества, которая требует серьезного и целостного подхода к решению, как самим человеком, так и профессионалами в своей области – медиками, учеными, педагогами, работниками социальных служб.

Источник: http://living-health.ru/valeologiya-kak-nauka-o-zdorovom-obraze-zhizni

Валеология – медицина или нет?

Валеология – медицина или нет?

9 июля 1994 года скончался Израиль Брехман, которого считают «отцом» валеологии. Что это за наука такая, да и наука ли? MedAboutMe попробует разобраться в истории валеологии и найти ответы.

Валеология и ее «отцы»

Израиль Ицкович Брехман посвятил свою жизнь изучению свойств женьшеня и элеутерококка, их тонизирующих и адаптогенных свойств. Брехман попытался создать науку, не только изучающую здоровье, но и способную предложить методику его укрепления.

По мнению ученого, валеология должна была выйти за рамки медицины и строиться на основе целого комплекса других наук, от экологии до психологии. В 1987 году Брехман издал книгу «Введение в валеологию — науку о здоровье».

Название, образованное от латинского слова vale, одно из значений которого — здравствовать, быть здоровым, было предложено ранее: в 1982 году.

Однако многие последователи валеологии ясно или завуалированно намекали, что Брехман только предложил термин, а вот всю остальную, главную работу проделали другие, в другом месте и в другое время. Видимо, очень хотелось иметь отношение к пирогу, способному стать перспективным источником всевозможных благ.

Называет себя «стоявшим у истоков валеологии» В.П. Петленко, автор пятитомного труда «Валеология человека». Намекает на свою причастность академик В.П.

Казначеев, также занимавшийся исследованиями в области адаптационных реакций человека в экстремальных климатических условиях.

Претензии на закладывание базы под создание новой «науки» предъявляли также пропагандисты здорового образа жизни (ЗОЖ) среди работников нефтяной промышленности — В.И. Жолдак и Л.А. Калинкин.

Почему так хотелось им заявить о себе в связи с появлением валеологии?

Все просто: эта «наука» в смутные времена 1990-х стремительно набирала популярность.

Взлет и падение валеологии

Еще до выхода в свет труда Брехмана Минздрав СССР предложил ввести курс валеологии в программу обучения студентов медицинских ВУЗов и утвердил должность врача-валеолога. С 1993 года во Владивостоке регулярно выходят сборники трудов по тематике молодой «науки». Уроки валеологии были даже введены в программу школьного обучения, наряду или взамен уроков по ОБЖ.

Популярность валеологии была особенно велика в конце XX века. Но к этому времени под ее знаменами собралась такая разношерстная и далекая от науки публика, что терпение серьезных ученых лопнуло.

В декабре 1999 года 139 видных деятелей науки и культуры, вместе с представителями Русской православной церкви, обратились к министру образования Российской Федерации В.М.

Филиппову с открытым письмом, в котором обоснованно характеризовали валеологию как лженауку и требовали исключить ее из образовательной программы.

В 2001 году короткий взлет валеологии закончился. Ее исключили из программы обучения школьников и студентов, причислили к псевдонаучным течениям маргинального толка.

Но не запретили, и потому «врачи-валеологи» до сих пор практикуют в частных медицинских центрах, а в Белоруссии и Украине эта дисциплина продолжает преподаваться в школах и других учебных заведениях.

Уроки хиромантии и дианетики

Если бы валеология не начала плотно срастаться с эзотерикой и оккультизмом, а продолжала заниматься профилактикой заболеваний и пропагандой ЗОЖ, она, наверное, жила бы и здравствовала. Но ее адептам одной науки было мало, и в ход пошли куда более сомнительные течения.

В учебниках для школ можно было с удивлением обнаружить темы, посвященные хиромантии и астрологии, биоэнергетике и карме.

Хуже того: в учебниках излагались основы идеологии сектантского течения «Нью-Эйдж» и учения Рона Хаббарда, известного в России как дианетика и отнесенного к деструктивным сектам.

Критики валеологии указывают на то, что из первоначально заявленного курса на создание «науки об индивидуальном здоровье», она превратилась в оккультно-религиозный конгломерат, фетишизирующий тело и телесные потребности.

Особенное беспокойство вызывало у педагогов продвижение идеи сексуальной свободы, возведение в норму раннего начала сексуальной жизни, а также попытки воздействовать на детей с применением психотехник.

При этом валеология претендовала на то, чтобы занять место не только в медицине, но и педагогике. Насколько обоснованы эти претензии?

Критерии научности: соответствует ли им валеология?

Нет, не соответствует. Для того, чтобы считаться наукой, в валеологии слишком много оккультизма и религиозности, даже если это «религия здорового тела». Отсутствует четко сформулированный предмет исследования и нет научного метода.

Все формулировки о задачах валеологии сводятся к туманным фразам о «новом педагогическом направлении в медицине», «синтезе научных знаний о здоровье человека и методах его укрепления», при этом в качестве теоретического фундамента называются философия, математика, химия и физика, помимо клинической медицины.

Но в понятие доказательной медицины никак не входит гадание по руке, которое использует валеология, равно как не попадает под это определение астрология и прочая эзотерика.

Нет у валеологов и методики достижения поставленных целей — воспитания культуры здоровья. Заявляя себя в качестве точной науки, валеология не в состоянии объяснить, как именно и в каких единицах предлагается количественно оценивать уровень индивидуального здоровья.

За годы существования «науки» ее последователи так и не определились ни с методической, ни с экспериментальной базой, а в качестве теории предлагаются путаные рассуждения, представляющие собой не синтез различных научных дисциплин, а странный конгломерат, в составе которого всего понемножку — мистики, оккультизма, медицины, биологии, философии и всего того, что хотелось добавить от себя каждому следующему «гуру от валеологии».

Культ тела: нужен ли он?

Материалистичность валеологии проявляется в том, что это течение делает установку на телоцентризм. Физиология — все, собственное здоровье — высшая ценность.

И ради обучения новых поколений «процессу здоровой жизни» валеологи не гнушаются вламываться в психику детей, применяя гипно- и ритмопедию, психологическое кодирование, запутывая неокрепшие умы оккультизмом и эзотерикой.

«Наука о здоровом теле» зачем-то начинает вмешиваться в формирование у детей «понимания ключевых вопросов бытия».

Вот так. Не много и не мало.

Не удивительно, что валеология встретила серьезное сопротивление не только со стороны ученых, врачей и педагогов, но и со стороны Русской православной церкви, которая увидела в новой «науке» конкурента.

Попытки использовать педагогику и медицину для социальной адаптации валеологии не помогли, несмотря на ее показную материалистичность.

Абстрактного здоровья не существует, как и методов точно измерить его количественно, и нельзя подходить с одними и теми же мерками к индийскому йогу, последователю Порфирия Иванова, московскому культуристу или кавказскому долгожителю, хотя все они могут с полным основанием считаться здоровыми.

Можно и нужно пропагандировать ЗОЖ, но не стоит приплетать к этому доброму делу метафизику и оккультизм, прикрывая все это наукообразным названием.

Кстати, одно из значений латинского слова vale — «Прощай!», и именно с этим значением слово чаще всего употреблялось. Таким образом, «валеология» может означать и прощание с научностью.

Источник: https://surfingbird.ru/surf/valeologiya-meditsina-ili-net--29aL719a9

Валеология: наука о здоровом человеке

Валеология – медицина или нет?

Немалую часть жизни человек посвящает познанию самого себя. За тысячелетия на многие вопросы до сих пор не найдены ответы, связанные с человеческой сущностью. основополагающая полноценной жизнедеятельности – здоровье.

До недавнего времени не существовало науки о здоровье, однако, актуальность здорового образа жизни в последние годы получила широкое признание во многих странах.

Валеология, как наука о здоровом образе жизни, впервые появилась только в 1980 году.

Что такое валеология – общая информация

Сегодня существует несколько определений понятия валеология.

  1. Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
  2. Совокупность знаний о здоровом образе жизни.

Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.

Это важно! Главное отличие валеологии от многих медицинских наук – изучение здорового человека. Именно этот факт отличает ее от других наук, ведь здоровый человек не является предметом изучения ни одной науки.

Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.

Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.

Это важно! Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.

Особенности формирования здорового образа жизни

Аспекты здорового образа жизни, прежде всего, направлены на увеличение рождаемости и правильное воспитание подростков. Сегодня правильно жить – это модно, поэтому молодежь посещает специальные коучинги, где проходит обучение и познает способы поддержания здоровья и методы его восстановления.

Мода на здоровый образ жизни поддерживается на мировом уровне. ВОЗ дала определение понятию «здоровье» — состояние абсолютной физической, социальной и психологической гармонии.

Особенно актуально применение основ валеологии в детских дошкольных учреждениях, на этапе становления и формирования личности. В этом возрасте намного проще привить ребенку понимание правильной, гармоничной жизни.

Если ребенок усвоит девиз: «Мой выбор – здоровье», в будущем это позволит избежать многих болезней.

Научная концепция

В концепции валеологии здоровый образ жизни – это умение организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям и сохранять жизнедеятельность. К такому эталону должен стремиться каждый человек.

Для достижения поставленной цели наука использует теоретические и практические инструменты.

Мотивация к здоровому образу жизни подкрепляется физическими упражнениями, саморазвитием, правильным питанием, отказом от вредных привычек.

Это важно! С наукой о гармоничной личности неразрывно связано понятие «велнес», которое в переводе означает – благополучие.

Наука подразделяется на две большие категории:

Миссия общей валеологии – формирование законов, методов и инструментов гармоничной жизни.

Отраслевая валеология рассматривает человеческое здоровье в комплексе с другими науками. Данное научное направление делится на несколько отраслей:

  • психологическая;
  • семейная;
  • педагогическая;
  • спортивная.

Каждое направление имеет свой объект, методология и определенные задачи. Общим объектом для всех направлений является здоровый человек и человек, который находится на этапе предболезни.

Это важно! Предболезнь – возникновение патологических процессов, которые могут привести к ухудшению состояния человека. Речь идет о процессах, развивающихся вследствие сокращения резервов организма.

Валеология использует целый набор методик и технологий, направленных на своевременное обнаружение проблемных ситуаций и их устранение. Используя специальные научные методы – статистические, логические – можно вывести человека из патологического состояния предболезни.

Это важно! Валеологические методики и технологии по своей сути являются профилактикой заболеваемости.

Конечно, валеологические принципы можно применить и к уже заболевшему человеку. Речь идет о вторичной профилактики заболеваемости.

Важность применения научных принципов подтверждается положительными результатами. Регулярное оздоровление в соответствии с валеологическими принципами позволяет:

  • увеличить резервы здоровья;
  • предупредить развитие патологии;
  • активизировать процессы самооздоровления.

Методологические валеологические принципы

  1. Здоровье воспринимается как независимая категория, которую можно измерить количественно и описать качественно.
  2. Основная задача науки – формировать и приумножать собственное здоровье.

  3. Переходу из здорового состояния к предболезни обязательно предшествует состояние, при котором снижаются резервы организма.

Это важно! Человеческое здоровье в валеологии носит природный характер, а не медицинский.

Это означает, что беседа на тему валеологии заключается в привлечении людей к гармоничному, правильному образу жизни.

Если ваш девиз – выбираем здоровый образ жизни, перед вами стоят конкретные задачи:

  • работать над укреплением здоровья;
  • работать над улучшением собственного уровня жизни;
  • стремиться к адаптации в обществе;
  • исследовать особенности собственного организма, работать над его развитием и укреплением.

О валеологии и гигиене

Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.

Сравнительная характеристикаВалеологияГигиена
Предмет наукиЧеловеческое здоровье, изучение функциональных возможностей и резервов организма, способы воздействия на них.Изучение взаимосвязи между внешними факторами и человеческим здоровьем.
Объект наукиЧеловек – здоровый и в состоянии предболезни.Внешние факторы, воздействующие на организм, человек.

Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.

Это важно! В последние годы исследования специалистов в области гигиены основываются на оценке факторов, которые непосредственно формируют здоровье.

Домыслы и мифы

Некоторые люди ошибочно полагают, что валеология – это борьба за здоровый образ жизни. Однако понятие «образ жизни» включает множество направлений – физическую культуру, эмоциональное состояние, финансовое благополучие, уровень культурного развития, достижения в карьере. Валеология – формирует принципы такого образа жизни, при котором здоровье укрепляется и приумножается.

Сегодня все чаще звучат лозунги – мы выбираем здоровый образ жизни. Не удивительно, что молодая наука валеология, которая по сути находится на стадии становления, уже популярна во всем мире.

Фундаментом для ее популяризации стали разнообразные аспекты:

  • экология;
  • анатомия;
  • социология;
  • физическое воспитание;
  • гигиена;
  • психология;
  • педагогика.

Сегодня девиз: «Мы выбираем гармонию и здоровье» — это не просто громкие слова, а необходимостью досконально изучить свой организм, чтобы чутко реагировать на любые патологические изменения.

Мифы о здоровом образе жизни:

  • болезни даются за грехи;
  • все болезни наследственные;
  • причина болезни – общение с энергетическими вампирами;
  • болезни из-за плохих отношений с родителями;
  • все болезни – это наказание за ошибки, допущенные в прошлой жизни.

Подобных домыслов огромное количество, но валеология помогает правильно формировать отношение к собственному здоровью и гармоничной жизни.

Если вы за здоровый образ жизни, обратите внимание на такую науку, как валеология. А вот такая книга о Валеологии пусть будет всегда под рукой. Она поможет вам познать себя, свои резервы и возможности. Мода на здоровый образ жизни охватывает весь мир, будьте в тренде и следуйте модным тенденциям.

Как оздоровить организм с помощью собственных ресурсов – смотрите на видео.

Источник: http://myself-development.ru/valeologiya-nauka-o-zdorovom-cheloveke/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.